Что такое норма предоставления. Норма предоставления и учетная норма

Действующими нормами Жилищного кодекса РФ обозначено, что учетная норма площади жилого помещения является показателем, в соответствии с которым определяется, насколько семьи или отдельные граждане обеспечены необходимым жильем. И смогут ли претендовать на ее расширение за счет государственного фонда.

Установленный показатель площади квартиры считается минимально необходимым для нормального проживания . Его соответствие установленным законодательством нормативам площади влияет на право (или на отсутствие прав) получения большей площади для проживания семье. Эта норма определяется каждым местным органом самоуправления. То есть, она не является единой по всей стране, а зависит от конкретного региона. Учитывается показатель минимально установленной жилищной нормы от многих факторов, включая санитарные и технические нормы и стандарты.

Для чего нужна учтенная норма?

Размер жилья важен для решения вопроса о постановке на учет для получения жилья. Это право имеют граждане Российской Федерации в порядке очереди при наличии необходимых условий. Одним из них является несоответствие площади квартиры, комнаты минимально установленной законом норме.

Так, в Москве этот показатель разнится от количества членов семьи. Одиноким установлена норма в 33 кв.м. общей площади (нежилой), а для семьи, состоящей из двух человек (муж и жена без детей) - 42 кв.м. общей площади квартиры. Для полных семей от 3-х человек такая норма составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи. Снова акцентируем внимание на том, что при учете минимально необходимой площади, во внимание принимается вся площадь, а не только жилая.

Чтобы иметь право встать на учет как лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в соответствии с установленными нормами, семье нужно владеть:

  • Квартирой площадью до 10 квадратов на каждого члена семьи.
  • Коммуналкой или квартирой гостиничного типа площадью не более 15 квадратов на каждого зарегистрированного и проживающего члена семьи.

Если показатели выше - муниципальное жилье не предоставляется.

Кто и как может получить социальную льготу от государства

Отметим, что только граждане РФ, имеющие прописку в конкретном регионе, имеют право претендовать на социальное жилье от муниципалитета. Учетная норма площади жилого помещения в каждом регионе — отличается. Она рассчитывается из расчета на каждого человека, проживающего на территории одной квартиры, дома. Отдельно взятый субъект Российской Федерации, руководствуясь законодательством, предписаниями и рекомендациями Правительства РФ, принимает самостоятельные нормы.

Например, в Москве, органам самоуправления дано разъяснение относительно нормы, которой они должны придерживаться при установлении минимальных для обеспечения жилья малообеспеченных граждан страны.

Актами законодательства РФ об утверждении учетной нормы площади жилого помещения установлены нормы для социального договора о найме с малообеспеченными гражданами. За каждой семьей может быть закреплена общая площадь жилого помещения размером 18 кв.м. для каждого члена семьи. Семье из 3-х человек положено жилье общей площадью в 54 кв.м. Однако минимум для такой льготы не должен превышать 10 кв.м. на человека. Только в этом случае есть право встать на учет для получения муниципальной квартиры для пользования и проживания.

Такое требование связано с тем, что конструкторские решения каждого отдельно взятого многоэтажного дома могут отличаться, в частности, полезной жилой площадью. Поэтому учетной нормой площади жилого помещения может быть установлена такая минималка в 10 кв.м. Так, если в квартире площадью 30 кв.м. проживает семья из 5 человек, соответственно, они имеют право на муниципальное жилье. Имеют право встать в очередь для получения жилплощади.

В некоторых районах Московской области, минимум должен составлять девять квадратных метров для граждан, проживающих в квартире. И 10 кв.м. для тех семей, которые проживают в коммунальной квартире, не имея другого жилья. В расчет берется общая площадь, а не жилая - совокупность площадей всех комнат и помещений общего пользования.

Права и возможности для получения жилплощади

С целью предоставить равные возможности в соответствии с очередностью, малоимущие лица имеют право на социальные льготы. Для жителей Москвы и области они установлены в отдельном законе. Законодатель определил перечень прав, которыми могут воспользоваться заинтересованные в жилье лица, имеющие на него право:

  • заключение договоров - на условиях найма, либо безвозмездного пользования жилым помещением;
  • получение квартиры на основании социального найма;
  • оформление субсидий для того, чтобы приобрести или провести строительство жилья;
  • льготные условия кредитования приобретения в собственность муниципального жилья.

Если уполномоченный орган местного самоуправления отказывает в постановке на учет, заявитель имеет право запросить письменный отказ. И обжаловать его в суде. Порядок обжалования отказа или бездействия должностного лица, установлен процессуальными нормами законодательства.

В утверждении учетной нормы площади жилого помещения существуют условия для граждан, по которым они имею право претендовать на квадратные метры муниципального жилья. Так как на практике законодательство не всегда соблюдается, в каждом отдельном случае рекомендуем обращаться за консультацией к юристу.

Важным вопросом для граждан РФ является нормы комфортного проживания. Часть этой сферы — законное распределение метража помещения в расчете на каждого жильца. Это не однозначная фиксированная цифра. Учетная норма жилой площади, а также санитарная и социальная, вычисляется по ряду соответствующих параметров. При каких обстоятельствах возникает необходимость подсчета данной величины? Можно назвать несколько ситуаций. Например, помощь государства при получении бесплатного жилья. Согласно Жилищному кодексу РФ стандартный показатель -12 квадратных метров. Рассмотрим различные случаи определения метража: что из себя представляет норма жилой площади на одного человека.

Как рассчитать норму метража на человека

При расчете норм метража на каждого проживающего в помещении человека рассматривают конкретную ситуацию. На основании обстоятельств применяют одну из норм, значения которых устанавливают региональные власти. Люди могут проживать единолично или семьями, иметь в распоряжении различные виды жилых площадей: квартиры, дома или общежития. В 50 статье ЖК РФ (Жилищного кодекса РФ) дается понятие норм: учетной и по предоставлению. Применяя данные нормативы, можно рассчитать, сколько площади пригодно для использования с целью проживания. А также число положенных квадратов (норма жилой площади на человека).

Норма предоставления

Данный норматив применяют, если жилье передается по договору социального найма. К примеру, из муниципального маневренного фонда или при утрате места проживания в результате стихийного бедствия. Кроме того, в социальное жилье расселяют должников, лишившихся собственных квартир. А также при невозможности выплатить ипотечный кредит.

Важно! Нормы предоставления жилой площади — наименьшее число метров, применяемых для подсчета общей площади того помещения, которое будет дано семье согласно договору соц. найма. Чаще всего в регионах устанавливается 18 кв. м., которые считаются нормой предоставления. Этот минимум в ряде случаев может быть увеличен.

А именно:

  • при выдаче гражданам квартиры, имеющей одну комнату или просто комнаты;
  • в рамках обеспечения жильем человека с тяжким хроническим заболеванием;
  • предоставление жилых помещений осуществляется для сотрудников органов внутренних дел (не ниже полковника);
  • выдача жилой площади людям с ученой степенью.

При увеличении минимума жилья суммарная квадратура не может превышать двойное значение.

Социальные нормы

Величину метража по социальной норме рассчитывают в случае выделения субсидий на получение жилых помещений или оплаты услуг ЖКХ. Ориентируясь на эти случаи, общей формулировкой является квадратура, допустимая для нормальной жизни граждан и их семей.

Нормы жилого помещения на человека находятся в зависимости от следующих факторов.

  1. Сколько человек в семье.
  2. Региональный уровень обеспеченности людей жильем.
  3. Какая рассматривается недвижимость и вид помещения.

Обычно принимают следующий размер метража, называемый «социальная норма».

  1. Для одного проживающего гражданина — 33 квадратных метра.
  2. Два члена семьи получают 42 квадратных метра.
  3. Размер жилой площади для семьи из 3 членов и более — 18 квадратов на каждого.

При несоответствии жилья таким нормам семья имеет право на ожидание улучшения условий в порядке очереди. Для этого необходимо подготовить требуемый пакет документов и подать его вместе с заявлением. Правила позволяют семьям, имеющим низкий доход, сделать расчет по метражу на получение субсидий по коммунальным платежам. Для этого нужно, чтобы плата ЖКУ являлась большей частью расхода по семейному бюджету. При подаче документов компенсируются траты на часть жилплощади по соц. норме.

Санитарные нормы

Метраж социальной нормы применяют в общежитиях и маневренном фонде при предоставлении места проживания. Минимальное значение составляет 6 квадратных метров. Это и есть санитарная норма, основанная на ст. 105 Жилищного кодекса.


В такое жилье расселяют людей, имеющих задолженность по ЖКХ. Иногда вопрос погашения решается через суд. Если гражданин не смог предоставить уважительных причин, принимается решение о его выселении. Те же санкции применимы для проживающих по социальному найму. Им будет выдано менее просторное жилье с метражом не меньше 6 метров на человека.

Учётная норма

Данный показатель приобретает значение, если людям необходимо улучшить свои жилищные условия. Тогда рассчитывается метраж на каждого проживающего — учетная норма площади жилого помещения. В подсчете степени нуждаемости принимают участие все временно или постоянно прописанные в помещении лица.

Важно! Однако, невозможно для цели улучшения условий прописать любое количество человек. Для контроля ситуации уполномоченные органы наделены соответствующими правами. Как правило, рассматриваются ситуации появления в семье детей. Тогда и возникает недостаточность метража.

Итак, учетная норма площади жилого помещения — это минимальная площадь, которая берется на рассмотрение для признания семьи или отдельных граждан нуждающимися в улучшении жилья. Те, у кого в распоряжении меньший метраж для проживания, могут быть записаны в очередь. Причем это правило применяется лишь к малообеспеченным людям. Региональные власти для каждой территории определяют свой норматив, который не может быть менее стандарта предоставления.

Нормативы для незащищенных категорий лиц

1. Дети, являющиеся сиротами или остающиеся без попечения. Им положено предоставление жилья:

  • после окончания нахождения в специальном учреждении или под опекой, в приемных семьях;
  • после службы в армии;
  • при возвращении из мест лишения свободы.

Региональные власти уполномочены устанавливать размеры выдаваемой общей площади. Но эта величина может быть превышена. Согласно договору социального найма указанные граждане проживают в помещении 5 лет, после чего оно переходит в их личное пользование. Порядок предполагает предоставление сиротам отдельного жилья: дома или квартиры с удобствами.


2. Переселенцы из ветхих и аварийных помещений обычно перемещаются в маневренный фонд или общежитие. Норма жилплощади при этом обязательно приводится в соответствии с установленными величинами. Но новое помещение иногда оказывается меньше прежнего жилья. Порядок предусматривает замену аварийного помещения на такое же (аналогичное) по числу квадратов, если оно приватизировано в собственность.
3. Переселенцам из зданий, предназначенных на снос, положено соответствие следующим нормативам.

  • Новая площадь выдается по договору социального найма.
  • Жилье должно иметь удобства, быть обустроенным, располагаться в том же поселении.
  • Нормативная площадь равна предыдущей или больше нее. Если при этом жилье, из которого семья выселяется, меньше установленного метража, семья имеет право на улучшение жилищных условий.

Предыдущие квартиры у переселенцев изымаются.

4. Права военнослужащих позволяют им получить жилье за счет государства. Для этой категории нормативная площадь зависят от состава семьи. Каждый получает по 18 кв. м., а для одного человека это лишь минимальная площадь. Ему полагается до 25 метров. Конкретные нормы устанавливают местные власти с возможностью их изменения. Военная программа от Министерства обороны предусматривает основания по закону «О статусе военнослужащих».

Как предоставляют жильё с учетом нормы метража

Согласно Жилищному кодексу, статье 38, норма для одного человека — 12 кв. м., что применяется для разных целей в зависимости от территории и обстоятельств. Санитарная норма по минимальному значению составляет 6 кв. м., что определено на федеральном уровне. Соц. норматив предполагает: 18 кв. м. получает первый член семьи из трех человек. Остальные получают более 16 метров. Двоим дается 42 метра, а единолично проживающему положено 33 кв. м.


Все вопросы по помещениям рассматриваются не только в общем федеральном варианте. Часто берутся в учет собственные параметры муниципальных властей. Особенно это касается тарифов ЖКХ при предоставлении субсидий. Иногда эта цифра оказывается меньше установленной по РФ.

Где учитывается размер площади

Учет общей и жилой площади производится при вычислении платы за коммунальные услуги. Государство оказывает помощь (дает субсидии), если граждане не могут платить сами полный размер. Число метров, приходящееся на одного человека при этом берется за основу. Если жилец имеет долг перед ЖКХ, ему уменьшают площадь вплоть до минимально установленного значения.

Важно! Определенные правила распределения метража применяются при расселении аварийного жилья. Если площадь приватизирована, жители будут находиться в более выгодных условиях. Они смогут получить аналогичный метраж. Для обычных граждан повышается и санитарная норма (до 10 кв. метров на человека) при рассмотрении прав на улучшение проживания.

Заключение

Зачем рассчитывать норму? Существует целый ряд вышеперечисленных обстоятельств, когда применяются минимальные и максимальные значения метража жилых помещений. Это переселение из аварийных, ветхих и предназначенных на снос зданий. А также раздел имущества между супругами после развода. Получение субсидий на оплату услуг жил конторы или использование соц. найма. Законодательство различает типы жилых площадей, которые отличаются минимальными или максимальными допустимыми значениями. Норма по метражу рассчитывается на каждого жильца. Необходимо разбираться в этом важном вопросе, чтобы знать, какие улучшения жилищных условий можно запрашивать у государства.

Учетная норма определяется российским законодателем как минимальный размер жилплощади, исходя из которого требуется устанавливать уровень обеспеченности граждан, живущих в конкретном регионе, общей площадью жилья. Учетная норма жилплощади регламентирована законодателем в целях ведения учёта, устанавливающего граждан, которым требуется улучшение условий жилья.

Иными словами возможно сказать, что учётная норма жилплощади определяет потенциальные возможности конкретного российского гражданина претендовать на жильё по соглашению социального найма. Соответственно, законодатель создаёт правовые условия и предпосылки для реализации 40 статьи российской Конституции, регламентирующей право на жильё.

Малоимущим лицам, иным названным в законах гражданам, нуждающимся в жилище, определенная жилплощадь предоставляется безвозмездно либо за доступную плату из существующих государственных, муниципальных и иных российских жилищных фондов согласно регламентированным законом нормам. Выделение жилья названным лицам происходит с учётом минимально возможного размера предоставляемых помещений.

Для реализации прав граждан на жильё законодатель и установил учётную норму, а также норму предоставления жилплощади, детализировав таким образом вопрос количества предоставляемых квадратных метров жилплощади конкретному человеку.

Установление учетной нормы

Учётная норма, как и другая важная сопутствующая категория – норма предоставления жилплощади – устанавливается полномочными властями муниципалитетов. Соответственно, показатели учетной нормы варьируются в разных российских городах и населенных пунктах. Так, к примеру, в Москве сегодня учётная норма – 10 кв. м. площади на каждого жильца московской квартиры (для отдельных квартир).

Базовым, первоочередным критерием для разрешения вопроса о конкретном размере учётной нормы жилплощади в том или ином муниципалитете выступает уровень обеспеченности граждан жильём в соответствующем населенном пункте. При этом размеры устанавливаемой учётной нормы жилплощади не могут превышать размеры нормы предоставления.

К тому же при расчетах учитываются действующие сегодня в сфере жилищного права санитарно-технические нормативы и стандарты, специфика жилфонда каждого конкретного региона, плотность его заселения и имеющийся в распоряжении властей муниципалитета жилой фонд.

Для отдельных подгрупп российских граждан (к примеру, инвалидов, военнослужащих) учётная норма жилплощади может быть иного размера.

При расчете учётных норм принимаются во внимание и жилые комнаты, и места общего использования (коридоры, санузел, кухня), то есть общая площадь жилья.

Значение учетной нормы

На практике значение законодательно регламентированной учетной нормы состоит в следующем:

  1. Установленная муниципалитетом учётная норма жилплощади не позволяет нанимателю вселить в муниципальное жильё родственников либо временных жильцов (за исключением вселения несовершеннолетних детей к их родителям), а также заключить соглашение поднайма жилья, когда после этого юридического действия на каждого жильца норма станет ниже положенного размера.
  2. Именно учётная норма жилплощади, как уже говорилось, способствует практической реализации предписываемой российской Конституцией прерогативы малоимущих граждан РФ на получение безвозмездного социального жилья.
  3. Учетная норма площади применяется для принятия решений о постановке граждан-заявителей на учет как лиц, не обеспеченных жилплощадью. Полномочные органы, осуществляющие такой учет, ориентируются на тот факт, что заявитель живет в квартире и занимает жилплощадь меньшую, чем регламентированная муниципалитетом учетная норма. Постановка на учет свидетельствует о праве данного гражданина встать в очередь на приобретение социального жилья.

Например, рассмотрим ситуацию, когда в соответствующем населенном пункте учётная норма, согласно регламентам законодателя, составила 8 кв. м., а другая категория – норма предоставления – 10 кв. м. Соответственно, если житель данного населенного пункта проживает в социальном жилье с жилплощадью меньше 8 кв. м. на человека, он вправе становится на учёт и претендовать на жилье с площадью от 10 м. квадратных на каждого проживающего жильца.

Чтобы применить рассматриваемые знания на практике, заинтересованному лицу, прежде всего, требуется точно узнать конкретные размеры названных норм по местожительству. Такие сведения можно получить при личном посещении полномочного органа муниципалитета. К тому же информация обязательно размещается на официальном портале местной администрации.

Заявление гражданина, желающего встать на учёт, подаётся в компетентный местный орган власти. Дополнительно к заявлению прилагаются:

  • справки о составе семьи заявителя;
  • брачное, детские свидетельства;
  • выписки из техпаспорта имеющегося жилья;
  • иные документы по требованию полномочного органа, выполняющего постановку на учёт.

Весь требуемый перечень документации возможно узнать в администрации муниципалитета.

Отметим, что сама постановка на муниципальный учёт нуждающихся в жилплощади, скорее всего, быстро не решит жилищную проблему. Однако это создаст предпосылки для последующей реализации законных гражданских прав на предоставление жилплощади.

Нормы для отдельных категорий граждан

Законодатель предусматривает возможность отличия нормативных правил, регламентированных на местных уровнях для общего применения, и норм для некоторых категорий российских граждан. Последние нормативы принимаются на уровне федерального законодательства, Указов президента и иных приоритетных по силе действия нормативных актов.

В частности, к названным категориям лиц могут относиться , лица с тяжёлыми хроническими болезнями, военнослужащие, жители Крайнего Севера, . Для таких лиц могут предусматриваться дополнительные площади жилья. Так, например, семье лица, болеющего заразными формами туберкулёза, положены дополнительные метры жилплощади с целью его изолирования от здоровых членов семьи.

Расчетов, согласно которым можно установить количество квадратных метров, положенных на одного человека в нашем государстве, достаточно много.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Правила предоставления жилых помещений

Расчеты зависят от нескольких факторов — сюда относятся жилищные условия в конкретном субъекте и какая именно норма должна рассчитываться (санитарная, социальная, учетная ).

Также сюда относятся показатели средней стоимости одного квадратного метра жилья в конкретном регионе и какое жилье берется в расчет — социальное, которое будет предоставляться по договору социального найма или коммерческое, которое можно будет выкупить путем получения специального жилищного сертификата.

В соответствии с действующим жилищным законодательством и с Жилищным Кодексом Российской Федерации, нормой жилой площади считается то количество квадратных метров жилья, которые приходятся на одного конкретного человека.

Органы государственной власти РФ вправе в соответствии с законодательством устанавливать региональные нормы площади жилья, но также могут делегировать это право органам местного самоуправления.

Жилищный Кодекс строго определил величину, меньше которой быть не может — это 12 м2 .

Причем, при расчете такой нормы учитываться должна не общая площадь квартиры или дома, а непосредственно площадь жилого помещения (то есть жилых комнат, в то время, как коридор, кухня или санузел в расчет приниматься не должны).

Санитарная и социальная нормы

В ЖК РФ ст. 38 есть определенные нормы, которые обязательно должны быть соблюдены:

  • Норма предоставления жилья — это минимальный размер площади помещения, согласно которому определяется размер предоставления жилплощади по договору социального найма;
  • По минимальной санитарной норме должно приходится на одного жильца конкретной квартиры (или дома) не менее 6 квадратных метров ;
  • Социальная норма - это размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг.

Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется:

  1. 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек ;
  2. 42 кв. м — на семью из двух человек ;
  3. 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан .

Что такое учетная норма?

Учетная норма жилья в соответствии с существующим сегодня законодательством о жилищном фонде рассчитывается в том случае, когда решается вопрос о том, есть ли необходимость ставить в очередь на улучшение жилищных условий конкретного человека или семью.

Такая норма рассчитывается, исходя из тех условий, которые есть в каждом конкретном регионе.

Учетная норма не может быть меньше минимальной санитарной, указанной в ЖК РФ, а именно меньше 6 квадратных метров, приходящихся на одного человека.

При расчете такого норматива учитывается, сколько человек является членами семьи, которая претендует на улучшение жилищных условий , то есть социальная норма также здесь играет свою роль.

При формировании размера учетного норматива, необходимо помнить и о таком важном факте, как тип жилой площади (то есть об обычной квартире идет речь или о коммунальной), так как от этого зависит определяемый необходимый размер.

Где будет учитываться размер жилой площади?

Нормы жилой площади рассчитываются и учитываются в случаях:

  • Когда происходит расчет платы за жилищно-коммунальные услуги . Если по каким-то причинам жильцы не могут самостоятельно оплачивать в полном размере коммунальные услуги, размер которых рассчитывается, исходя из того, сколько квадратных метров жилья приходится в конкретном случае на одного человека.
  • В случае, если за имеется значительный долг по оплате и неплательщики подлежат выселению с занимаемой площади , при предоставлении им другого жилья используется норма в 6 квадратных метров для одного человека.
  • При переселении из аварийного жилья жильцам предоставляются квадратные метры, исходя из определенных правил. Если квартира, подлежащая расселению, не была приватизирована, то расчет жилой площади будет производиться исходя из требований санитарной нормы. В случае, если приватизация жилья была произведена, то новая жилая площадь должна быть не меньше той, из которой происходит расселение.
  • При определении права на получение новой жилой площади (если требуется улучшение существующих жилищных условий) учитывается санитарная норма . В этом случае норма повышается для обычных категорий граждан до 10 квадратных метров.

Верховный суд России разъяснил, какие нормы Жилищного кодекса должны применяться при расселении собственников аварийных домов. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.

Кто имеет право на дополнительные метры?

Дополнительная площадь предоставляется гражданам, которые страдают тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, также правом на дополнительную жилую площадь пользуются военнослужащие и приравненные к ним сотрудники ОВД и МЧС.

Правила и нормы предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством.

  1. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.).
  2. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
  3. ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с посл. изм. и доп.).

Таким образом, норма квадратных метров жилой площади , которая должна рассчитываться на каждого человека, вопрос очень интересный, разбираться в котором необходимо, чтобы точно знать, на что можно рассчитывать, в том числе и в момент подачи заявления на улучшение жилищных условий .

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения

Комментарий к статье 50 ЖК РФ:

1. В комментируемом законе нашла практическое применение закрепленная ст. 40 Конституции РФ норма об обеспечении жильем бесплатно или за доступную плату за счет государственных и муниципальных жилищных фондов только нуждающихся в жилище малоимущих и иных, специально указанных в законе категорий граждан. Всем остальным гарантировано содействие и поддержка со стороны органов государственной власти и местного самоуправления для осуществления их конституционного права на жилище.

В этой связи в жилищное законодательство впервые вводится понятие "учетная норма площади жилого помещения" - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 коммент. закона).

Учетная норма по общему правилу устанавливается органом местного самоуправления (иные случаи перечислены в ч. 6 коммент. ст.). При этом установленные органами местного самоуправления учетные нормы даже в границах одного субъекта РФ могут существенно отличаться друг от друга.

Так, например, решением муниципального собрания муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 26 октября 2005 г. N 3/53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Выборг. 2005. 11 ноября. N 167) учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м общей площади жилого помещения на человека.

Учетная норма в размере 12 кв. м общей площади на одного человека установлена в муниципальном образовании "Сланцевский район" Ленинградской области Постановлением главы муниципального образования "Сланцевский район" Ленинградской области от 5 октября 2005 г. N 719-п "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" (Знамя труда. 2005. 15 ноября. N 88).

В субъекте РФ - городе федерального значения Санкт-Петербурге, где полномочия по обеспечению граждан жильем по договорам социального найма отнесены к компетенции органов государственной власти, ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10) установлена следующая учетная норма:

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

2. В Санкт-Петербурге осуществляются два вида жилищного учета: учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.

Приведенный выше норматив учетной нормы установлен для первого из указанных видов жилищного учета. Для учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, учетный норматив жилищной обеспеченности установлен ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 г. N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2004. N 10) и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного проживающего.

3. В жилищном законодательстве города Москвы определение учетной нормы площади жилого помещения дано в ч. 6 ст. 1 Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42). Размер учетной нормы, согласно ст. 9 указанного Закона, в Москве составляет:

10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир;

15 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены разным семьям (т.е. для квартир коммунальных).

Частью 5 той же статьи Закона города Москвы установлено, что жители города Москвы, проживающие в общежитиях коридорной системы (только коридорной, хотя по планировочным решениям общежития, в том числе и в Москве, бывают и квартирной, и блочной системы, а в южных городах страны - и галерейного типа), при определенных указанным Законом условиях принимаются на жилищный учет без учета уровня обеспеченности этих граждан площадью жилого помещения (учетной нормы).

4. В комментируемой статье законодатель вводит и другой норматив - норму предоставления, - ориентированный, как и учетная норма, на общую площадь жилого помещения. Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 коммент. закона.

Норма предоставления согласно ч. 2 коммент. ст. - это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 коммент. ст.) устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В частности, в Санкт-Петербурге при предоставлении жилых помещений по договору социального найма общая площадь предоставляемого жилья не должна превышать 18 кв. м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, и 33 кв. м - для одиноко проживающих граждан (ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 г. N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2005. N 10).

Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в Санкт-Петербурге в случаях, предусмотренных коммент. законом (см. комментарий к ст. 58). В иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилых помещений, размер которых превышает указанную норму на всю семью не более чем на половину нормы предоставления жилья, полагающейся на одного человека (т.е. на 9 кв. м).

5. В Москве норма предоставления площади жилого помещения законодателем дифференцирована не только в зависимости от числа лиц, в отношении которых осуществляется предоставление, но и с учетом состава обеспечиваемых семей. Согласно ч. 4 ст. 20 Закон города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" (Вестник мэра и правительства Москвы. 2006. N 42), норма предоставления составляет 18 кв. м на одного человека. При предоставлении жилого помещения в Москве одиноко проживающему гражданину норма предоставления площади жилого помещения может быть превышена с учетом конструктивных особенностей жилого помещения, но не более чем в два раза. Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений, предоставляемых гражданам, состоящим на жилищном учете, направляемых на реализацию городских жилищных программ, размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, - однокомнатная квартира площадью до 44 кв. м;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, - двухкомнатная квартира площадью до 50 кв. м;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, - двухкомнатная квартира площадью до 62 кв. м;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, - трехкомнатная квартира площадью до 74 кв. м;

5) на семью из четырех и более граждан - жилое помещение площадью по 18 кв. м на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 кв. м).

6. Обязанность установления допустимого размера жилых помещений (по общей площади), предоставляемых по договору социального найма нуждающимся в жилье, законодатель в значительной мере возложил на органы местного самоуправления, что является нововведением по сравнению с ЖК РСФСР, устанавливавшим на федеральном уровне норму предоставления в размере 12 кв. м жилой площади на одного человека (ст. 38 ЖК РСФСР).

7. Установленная органом местного самоуправления норма предоставления в границах конкретного муниципального образования может быть изменена (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения), но только в отношении категорий граждан, указанных в ч. 3 ст. 49 коммент. закона (федеральных очередников и очередников субъекта РФ) и только на основании федеральных законов или законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма данным категориям.

При сопоставлении названной нормы с правилами ч. 3 коммент. ст. можно сделать вывод, что иная, отличная от установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления, норма для очередников федеральных и очередников субъектов РФ может быть установлена только тем федеральным законом или законом субъекта РФ, которым установлен и порядок предоставления жилья данным категориям очередников.

Таким образом, из приведенных выше законодательных определений как учетной нормы, так и нормы предоставления, видно, что цели и условия применения рассматриваемых в коммент. ст. нормативов различны.

8. Установление в качестве норматива размера общей площади жилья является новацией в жилищном законодательстве, так как прежние учетные нормативы были ориентированы исключительно на занимаемую гражданином жилую площадь помещения. Очевидно, здесь не последнюю роль сыграли рыночные отношения с традицией оценивать стоимость жилья по его общей площади.

Говоря о нормативах предоставления жилых помещений, следует упомянуть, что в коммент. законе отсутствует какое-либо упоминание о ранее существовавшем (ст. 39 ЖК РСФСР) институте дополнительной жилой площади.

9. В части 5 коммент. ст. закреплено правило, согласно которому размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, не может превышать размер нормы предоставления, установленной тем же органом.

Ранее отмечалось, что и нормы предоставления, и учетные нормы для ряда перечисленных в законе категорий очередников могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации либо законами субъектов Российской Федерации в размере, отличном от устанавливаемых органом местного самоуправления нормативов. При этом для таких законодательно установленных нормативов коммент. ст. (в отличие, например, от положений ч. 5 ст. 50 коммент. закона) прямо не установлено правило о недопустимости превышения размера учетной нормы над размером нормы предоставления. Однако подобная детализация представляется излишней, поскольку невозможность такого превышения вытекает из самого смысла и целей применения рассматриваемых нормативов.