Диктор стадиона зенит. «Зенит» объяснил, почему уволил диктора стадиона «Петровский. «диктор грубо нарушил правила поведения»

«НВ» решило познакомить читателей с теми петербуржцами, голоса которых мы слышим ежедневно в метро, на стадионе, в театре, в аэропорту, за кадром телеэфира

Голос телеканала 100 ТВ Иван Бочкарев

Все анонсы фильмов, телепрограмм и другие заставки межпрограммного эфира 100 ТВ озвучивает 30-летний Иван Бочкарев. Ведущий новостей на «Радио Балтика» пришел в журналистику из музыки - он играет в известной рок-группе.

На телеканале меня услышали три года назад, когда я работал диктором на «Радио Балтика», - рассказал Иван, - и пригласили в качестве «голоса».

Записывать анонсы и другие заставки, говорит Иван, приходится постоянно. Из нескольких дублей выбирается лучший. Поставленный голос Ивана - результат обучения в Москве у представителей старой школы Гостелерадио Игоря Кириллова и Светланы Макаровой.

Голоса сотового оператора Наталья Макарова и Александра Кузьмина

«Телефон абонента выключен или находится вне зоны действия сети…» Подобные сообщения произносят сами сотрудники сотовых операторов. Например, Александра Кузьмина и Наталья Макарова работают старшими специалистами группы планирования одной известной компании. Запись сообщений не входит в служебные обязанности девушек - это их инициатива и желание.

Голос аэропорта Пулково-2 Ирина Бичева

«Уважаемые пассажиры! Начинается посадка в самолет…» - голос, который мы слышим в международном терминале, принадлежит 31-летней Ирине Бичевой. Официально ее должность звучит так: агент службы информации дирекции по наземному обслуживанию. Ирина не имеет актерского образования, в вузе она изучала маркетинг. В совершенстве владеет английским языком. В аэропорту Пулково с мая 2007 года.

Пройдя стажировку (2 месяца), стала выдавать голосовые объявления в эфир. При отборе ее на эту должность обращали внимание на отсутствие акцента в голосе, каких-либо дефектов речи, владение одним или несколькими иностранными языками.

Голос стадиона «Петровский» Константин Анисимов

«Гол, гол, гол!..» - кто из болельщиков «Зенита» не знает этого голоса? Он тоже принадлежит болельщику, а по совместительству актеру театра «Балтийский дом» Константину Анисимову. Диктором на стадионе он трудится вот уже 10 лет. Начинал с игр дублирующего состава «Зенита» в Коломягах, где его заметили и пригласили на «Петровский». После первых же матчей Константин понравился руководству.

Самое сложное в моей работе, - признается Константин, - не ошибиться в правильности фамилий игроков. Каждый матч я веду как первый.

Не обходится и без курьезов.

Во время одного из матчей мне было не рассмотреть игрока, который забил гол, - рассказал Константин. - Но стадион ждет, когда я объявлю, и вот звоню товарищу, который смотрел трансляцию в кафе, спрашиваю. И что я слышу в ответ? Зрители в кафе кричат: «Не знаем, кто забил, диктор еще не объявлял».

Голос метрополитена Михаил Быков

«Следующая станция… » - о ней нам сообщает диктор Ленинградского радио и телевидения Михаил Быков. Ему 67 лет. А голос звучит в духе 1970-х. Именно он впервые записал на пленку все объявления для метрополитена.

Эта запись для меня физически тяжела, названия станций и объявления записываются единым текстом, с паузами, потом все монтируется, - рассказал Михаил Александрович.

Петербургский метрополитен считает голос Михаила Быкова своей визитной карточкой и менять его не хочет. Современная техника позволяет собирать из звуков и созвучий нужные слова. Поэтому новые объявления, говорят в метрополитене, в случае необходимости можно просто смонтировать из старых записей Михаила Быкова.

Кстати, Михаил Быков занимался постановкой речи со знаменитыми политиками.

Я заставлял их произносить звуки и слоги вприсядку, - смеется диктор, а затем неожиданно признается: - Я люблю свой голос, но с годами перестал его узнавать.

Голос Александринского театра Вадим Никитин

То, что слышат наши зрители, записано несколько лет назад после обновления театра, - рассказал актер Вадим Никитин. - Конечно, записи обновляются для гастролей, фестивалей, для иностранных зрителей.

Фото Александра Гальперина. Текст Софьи Прокошевой

МОСКВА, 22 февраля. /Корр. ТАСС Максим Алланазаров/. Бывший диктор стадиона "Петровский" в Санкт-Петербурге Константин Анисимов, который по решению футбольного клуба "Зенит" был отстранен от занимаемой должности, грубо нарушал правила аккредитации на матчах Лиги чемпионов. Об этом ТАСС сообщил руководитель пресс-службы санкт-петербургского клуба Дмитрий Циммерман.

Ранее в СМИ Анисимов сообщил, что генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов грубо обращался с ним во время одного из футбольных матчей. Также Анисимов рассказал о том, что был уволен с занимаемой должности несправедливо.

"Заявления Константина Анисимова лишь подчеркивают тот факт, что диктор грубо нарушил правила поведения и аккредитации на матче Лиги Чемпионов. Зона комментаторских позиций, в которую Константин Анисимов провел посторонних людей вопреки всем правилам, - особая зона, поскольку в ней работают представители УЕФА, организаторы трансляции и представители транслирующих компаний. По сути, в том числе и здесь формируется международная картинка матчей. Действия диктора могли создать серьезные неудобства ведущим телекомпаниям, обеспечивающим производство этой картинки. А это привело бы к наложению на клуб штрафных санкций со стороны Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА)", - сказал Циммерман.

В клубе считают, что диктор превышал служебные полномочия, пуская на рабочее место детей.

"ФК "Зенит" всегда приветствует посещение матчей детьми, однако в данном случае речь идет о превышении диктором служебного положения. Если бы желание Константина Анисимова провести детей на матч было озвучено заранее, клуб, без сомнения, удовлетворил бы его запрос и определил бы соответствующее место для их пребывания. Однако, Анисимов захотел решить вопрос самостоятельно, вопреки всем правилам УЕФА и ФК "Зенит", - отметил Циммерман.

Также в заявлении "Зенита" говорится о непрофессиональном поведении Анисимова.

"Во время матча Анисимов постоянно покидал свою позицию, поэтому его заявления о том, что его выдернули из комментаторской вызывают недоумение. Действия сотрудников клуба были направлены исключительно на обеспечение работы организаторов трансляции, для которых присутствие посторонних в рабочей зоне создавало серьезные риски. А расторжение договора стало единственным возможным шагом. Голос "Петровского", несомненно, очень значимая фигура, создающая атмосферу на матчах, но подобные проявления звездной болезни со стороны диктора, когда ему кажется, что можно делать все, что заблагорассудится в обход клуба и правил, - недопустимы. ФК "Зенит" сожалеет, что Константин Анисимов пытается подменить понятия и прикрывает детьми собственное непрофессиональное поведение", - подчеркнул руководитель пресс-службы "Зенита".

За 5 лет дикторства пропустил лишь 2 матча

Это стало ритуалом каждого матча «Зенита» на «Петровском». «Болельщики «Зенита»! Поддержим любимую команду!» - призывает диктор, артист театра «Балтийский дом» Константин АНИСИМОВ. - «Номер 16, Вячеслав...» - «Малафеев!» - ревут секторы. «Номер 10, Андрей...» - «Аршавин!!!» Кажется, так было всегда...

Как вы оказались в дикторской кабине «Петровского»?

Сперва я поработал диктором на стадионе «Коломяги-спорт», где в 2002 году выступал дубль «Зенита», - пригласили мои одноклассники, которые работали в администрации арены. А весной 2003-го мне позвонили из руководства «Зенита»: предложили стать «голосом» стадиона «Петровский». В тот сезон наша команда завоевала серебро. С тех пор я занят и в театре, и на стадионе. И за эти пять лет пропустил лишь два матча - один в 2003-м и другой в 2004-м.

Недавно руководство «Балтийского дома» и футбольного клуба «Зенит» пришли к соглашению относительно вашей занятости: спектакли с матчами разведены по времени. Но прежде они наверняка совпадали по срокам. Как удавалось быть одновременно и на сцене, и на стадионе?

Последние три-четыре сезона руководство клуба и театра договаривались. А раньше приходилось выкручиваться самому. Помню, однажды в день матча «Зенита» я играл Лаэрта в «Гамлете». Спектакль очень длинный, начинался в шесть вечера. К счастью, во втором акте, который шел почти два часа, мой герой не задействован - а «Балтийский дом» находится в пяти минутах езды от «Петровского». Я примчался на стадион, отработал матч и успел вернуться к третьему акту...

Как родилась идея переклички секторов перед игрой? Находка потрясающая...

Придумал я. Не знаю, есть ли что-нибудь подобное на других стадионах в России. Но в Питере идея, которой пошел второй год, прижилась. Я этому рад. А уж когда «Зенит» выигрывает, то испытываю двойное, если не тройное, удовольствие...

В первый же сезон вашего дикторства «Зенит» завоевал серебро. В прошлом чемпионате - золото. Да и большинство домашних матчей- при вашем непосредственном участии - сине-бело-голубые не проигрывают. Вас талисманом команды не считают?

Даже не знаю.

А с кем-нибудь из игроков «Зенита» подружились?

Не настолько, чтобы семьями пойти в кино или в кафе. Но с некоторыми зенитовцами у меня сложились теплые отношения - с Вячеславом Малафеевым, Александром Горшковым, Владиславом Радимовым. Можем поболтать, выпить чашечку кофе. Я в этих ребятах уверен - если мне что-нибудь понадобится, они не подведут.

Можно ли из дикторской кабины предсказать результат матча - по тому, как футболисты выходят на поле?

Только по этому - нет, а по первым 15 минутам - пожалуй. Возможно, это интуиция или свойство актерской профессии - накапливать информацию, которую несут зрительные образы. Мне известны мимика, лица игроков, я могу догадаться, в каком настроении футболисты выходят на поле... Теперь, впрочем, все команды перед игрой «заряжены» оптимистично - и демонстрируют очень добротный футбол. Но я считаю, что в России «Зенит» всех сильнее.

И ваш прогноз...

Если «Зенит» и не удержит чемпионство, то войдет в тройку призеров - наверняка. Не вижу ничего, что могло бы этому помешать. И в Кубке УЕФА, надеюсь, сине-бело-голубые одолеют «Байер» - за счет слаженности командных взаимодействий, которыми команда Дика Адвокаата напоминает мне немецкую футбольную «машину»: футболисты все время в движении, никакой статичности, мяч не задерживается ни у кого. Здорово играют!

Беседовал Борис Оськин

Фото Льва МЕЛЬНИКОВА

Кстати

Отец Константина Анисимова, заслуженный артист России Александр Анисимов, в 1968 году снимался в фильме «Удар! Еще удар!»: играл роль футболиста Карла Ранке из немецкой команды, который корчился на поле, симулируя тяжелую травму, а также «заработал» пенальти и удаление нашего игрока. Всю съемочную группу и, естественно, отца тренировал тогдашний наставник «Зенита» Аркадий Алов. И вот когда Анисимов-старший впервые взял будущего футбольного диктора на стадион, «Зенит» играл с ташкентским «Пахтакором». И проиграл. После матча зенитовцы пригласили артистов в свой автобус - и Константин Анисимов запомнил на всю жизнь, как разъяренные болельщики забрасывали этот автобус чем ни попадя...

Он был постоянным голосом стадиона на Петровском острове с весны 2003-го, но в середине февраля нынешнего года администрация клуба объявила о расставании с Анисимовым. Причиной послужило «систематическое нарушение регламентов и режима». Выяснилось, что гостеприимный мужчина часто приглашал в дикторскую кабину своих детей и знакомых, что по правилам организации матчей УЕФА может навлечь на клуб штрафы.

″... Детвора сидела в соседней комнате, никому не мешала. Я прекрасно понимаю, что в дикторскую кабину никто не имеет права заходить. В эту комнату я их пригласил, предварительно договорившись с людьми, которые там находятся, это работники УЕФА.

Претензии были высказаны мне в грубой, неадекватной, эмоциональной форме, даже с элементами какой-то необъяснимой ко мне неприязни. И слова «ты больше тут не работаешь» для меня стали шоком! Самое страшное не то, что со мной так обошлись, а то, что это было в присутствии детей. Если у вас есть ребёнок, и он видит такое… Хотелось, конечно, дружно расстаться, но больно много грязи на меня вылили , – рассказывал Константин после игры «Зенита» и «Гента» в ЛЧ. ...″

Казалось бы, намерения благие, договорённости имелись, но руководство сине-бело-голубых сегодня всё же непреклонно, а дорога к стадионному микрофону для Анисимова закрыта. Уже и предыдущий диктор «Петровского» вовсю разогревает голосовые связки.

Как это обычно бывает, две стороны конфликта разделяет собственная правда. У каждого – своя.

″... Анисимов провёл посторонних людей в особую зону, где работают представители УЕФА, организаторы трансляции и транслирующие компании. Его действия могли создать серьёзные неудобства телекомпаниям, обеспечивающим производство этой картинки. А это привело бы к наложению на клуб штрафных санкций со стороны УЕФА.

«Зенит» сожалеет, что Константин Анисимов пытается подменить понятия и прикрывает детьми собственное непрофессиональное поведение , – заявил руководитель пресс-службы клуба Дмитрий Циммерман. ...″

Болельщиков популярной российской команды по всей стране не сильно волнует поиск истины и виноватых: они встали на сторону любимого диктора, чей голос и эмоции непосредственно связаны с главными и самыми запоминающимися победами в 90-летней истории петербургского клуба. «Золотые матчи» на «Петровском», майский финал Кубка УЕФА-2008 на стадионе «Сити оф Манчестер», куда обоим клубам-участникам по правилам разрешалось брать своих дикторов, чтобы те посредством родной речи представляли состав команды. Триумфальный для «Зенита» Суперкубок УЕФА того же года Анисимов отработал в Монако, отпраздновав небывалый успех вместе с поклонниками российского клуба. Потому что истинный болельщик – он и не думал «дурить» микрофон актёрским талантом.

″... На английском работал диктор стадиона «Уэмбли», хороший парень. Мне он сказал, что не любит «Манчестер Юнайтед», поэтому работал без эмоций, на чистом профессионализме. Как если бы мне предложили объявлять на матче московского «Динамо».

На «Петровском» я бы зажег лучше. Здесь мне не дали покричать как следует, звук отключали. А так я голы отметил бы как надо , – признавался после финала Суперкубка Анисимов. ...″

***

Футбольные дикторы – народ специфической профессии, творческий и по-болельщицки эмоциональный, что естественно и даже чрезвычайно необходимо.

В 2005 году итальянский журналист, комментатор и легендарный диктор «Ромы» на «Стадио Олимпико» Карло Дзампа, сам того не подозревая, попрощался с работой, исполнив трюк, за который его до сих пор обожают в рядах почитателей «волков». Карло – один из самых преданных болельщиков «джаллоросси» в мире – с 1998-го трудился и докрасна разогревал местные трибуны на «Олимпико», пока в середине прошлого десятилетия в форме «Юве» на поле римского стадиона не вышли бывшие футболисты «Ромы» – Эмерсон и Зебина. Как назло, их выводил тренер Капелло – творец «волчьего» чемпионства сезона-2000/01. Данный факт вывел из себя «романиста» Дзампу.
Карло как обычно представил всех основных участников матча, но когда на табло стадиона высветились фотографии предательской троицы из Турина, диктор показательно замолкал. Болельщики всё поняли сразу, а руководство столичного клуба «мхатовских пауз» сотрудника не оценило, о чём он узнал из утренней прессы.

″... Влюблен в «Рому» с тех пор, как родился. Эта страсть передалась мне от моего отца, который тоже был ярым поклонником «волков». У меня нет никаких отрицательных чувств и воспоминаний. Даже после того самого эпизода в 2005 году. Всякий раз, когда «Рома» выходит на футбольное поле – это праздник для меня!

После того, как я не произнес фамилии ряда игроков «Ювентуса» перед матчем, признаюсь, ждал определённых последствий, но я думал, что у совета директоров хватит смелости сказать мне о своём решении в лицо после стольких лет сотрудничества. Я думаю, что не заслужил того, чтобы руководство смотрело на меня, как на врага команды. Но, в целом, никаких обид нет , – в одном из интервью делился Дзампа. ...″

***

Уволенный Константин Анисимов не может похвастать славой, которая давно свалилась на его громогласного римского коллегу. Ему и не нужно.

Константин – коренной петербуржец и сын ныне покойного актера Александра Анисимова, снимавшегося в прекрасном советском фильме «Удар! Ещё удар!». Консультантом знаменитой картины стал тренер «Зенита» Аркадий Алов. В 1968-м году закончились работы над художественно-спортивным фильмом, и съемочную группу любезно пригласили на футбольный матч.

Отец взял с собой маленького Костю, «Зенит» проиграл, и недовольные болельщики закидали автобус с футболистами подручными предметами, а яркое событие навсегда отложилось в памяти мальчика:

″... Вот, наверное, с тех пор и заболел «Зенитом»… В те годы команда и стала моей большой любовью, а посещение матчей – образом жизни , – однажды вспоминал детские годы уже бывший диктор «Петровского». ...″

Теперь понятно, почему Константин без лишних мыслей брал с собой на работу детей. Скажите на милость, а как ещё у клуба появляются настоящие и преданные болельщики, если не так? Если они, впитывая натуральные футбольные впечатления с малых лет, через всю жизнь пронесут клубную привязанность в сердце.

Фанаты знают и любят Анисимова. Его голос давно стал традицией, а традиции не нарушают, чтобы не отвлекаться на суеверия. Неподдельные эмоции Константина ассоциируются с лучшими эпизодами в истории «Зенита», со славными победами и – куда же в спорте без них – с редкими моментами горьких поражений.

Диктор стадиона «Санкт-Петербург»: «Я такой же болельщик "Зенита", как все. Только с микрофоном»

Во время встречи Лиги Европы с «Вардаром» корреспондент наблюдал за работой диктора арены «Санкт-Петербург» Константина Анисимова.

Футбол вместо доктора Ватсона

В свое время на «Петровский» в день домашнего матча «Зенита» актер театра «Балтийский дом» Константин Анисимов приходил не позднее, чем за полтора часа до стартового свистка.

– На «Санкт-Петербург» бывает и за три приезжаю, – рассказывает Анисимов, когда «Вардар» и «Зенит» вышли погулять по газону. – А сегодня и вовсе еще в 11:00 тут был.

– Зачем так рано?

Действительно в этот момент я ловлю себя на мысли, что голос Анисимова звучит в двух местах одновременно: рядом со мной и из динамиков арены. Содержание при этом – разное.

– За то, что могу не бегать каждые пять минут к микрофону, надо нашим звукооператорам сказать спасибо, – продолжает Константин. – Правда, я все равно здесь. Мало ли что случится. Тогда в любой момент прочитаю эти объявления вживую. Их же огромное количество. Но сделано все грамотно. Хотя не уверен, что озвучивать рекламу – это мое. Выйди, послушай. Я в этом смысле в ужасе от себя. Мне кажется, только всех раздражаю.

– А как быть, если у вас вечером спектакль?

– С театром все улажено и договорено. «Зенит» прислал в дирекцию письмо с графиком домашних игр и просьбой по возможности в эти дни меня в спектаклях не задействовать. Вот прямо сейчас, например, идет «Шерлок Холмс», где играю доктора Ватсона. А я, как видишь, здесь. Замену, к слову, нашел себе сам. Договорился с человеком, согласовал с руководством. Оно, надо сказать, удивилось: мол, ты же только про субботы-воскресенья говорил. Пришлось объяснять про четверги в Лиге Европы. И потом, все равно молодым надо давать дорогу. В театре – не на футболе, – с улыбкой спешит уточнить актер, он же диктор.

Как выяснилось, к матчами Анисимов готовится не менее тщательно, чем к спектаклям.

– Тут много разных помещений – есть где речь разработать, прочитать заранее нужный текст. А бывает, просто отворачиваюсь от микрофона и произношу скороговорки. «Санкт-Петербург» – это ведь такая громадина, не хочется потом во время матча ошибаться. Тьфу-тьфу-тьфу, в последнее время оговорок не было, – продолжает Константин.

И тут же признается, что всякое случалось. Например, на последнем мачте «Зенит» – «Спартак», когда хозяева забили пятый мяч, он на радостях сказал, что счет 5:0, а не 5:1. Или авторство гола приписал Дриусси вместо Ригони. Но тут же исправился.

– Поверь, ошибся не специально – не всегда все четко видно на поле, – объясняет Анисимов.

«Помогите запустить волну»

В чем тут фокус, стало ясно чуть позже. Когда в дикторскую принесли стартовые протоколы, Анисимов сразу принялся проговаривать все фамилии, включая судей.

– Официальную часть я всегда начинаю здесь, за столиком. А потом… Скоро сам все увидишь, – обещает Константин.

Знакомое «Говорит арена «Санкт-Петербург» Анисимов произносит уже стоя. В таком же положении объявляет составы. Чуть выделяет «А-а-р-р-тем» и через паузу после болельщиков «Дзюба»!

– Ну что, приглашаю? – у кого-то невидимого по спецсвязи спрашивает диктор, имея в виду следующую коронную фразу «На поле приглашаются…».

И вскоре после этого выскакивает из закрытого помещения на стилобат чаши между верхним и нижним ярусами трибун.

Уже отсюда с радиомикрофоном в руках начинает привычную перекличку секторов. При этом полное ощущение, что Анисимов обращается буквально к каждому. Впрочем, он и правда по очереди поворачивается ко всем трибунам, которые «заводит».

– Если нет отдачи, зачем этим заниматься? Да я и сам «завожусь» от этого, – говорит Константин уже по ходу первого тайма. Он по-прежнему стоит на стилобате. И внимательно наблюдает за игрой. Вдруг гол – надо же увидеть, кто забил!

К слову, последний ряд нижнего яруса оказался прямо под нами.

– Люди иногда даже просят волну помочь запустить. Но неудобно как-то, – поясняет диктор.

Самое тяжелое – минуты молчания

Глядя на поле, он рассказывает, что в его работе самое тяжелое. Это минуты молчания.

– Сам всегда очень переживаю. А когда самолет разбился по пути из Египта в Питер, совсем кошмар был, – вспоминает Анисимов. – Вообще в моем деле очень многое от доверия зависит. Я ведь много импровизирую. В прошлое воскресенье вместо «гол-гол-гол» кричал «Дзюба-Дзюба-Дзюба». Когда чувствую, что нужен, гораздо лучше получается. Спасибо Сергею Фурсенко, президенту «Зенита», – позвал работать и на эту арену.

Но вот Полоз открывает счет. Анисимов мгновенно срывается с места, кричит все же «гол-гол-гол» и на всякий случай бежит обратно за стекло, чтобы официально уточнить, кто именно автор мяча.

Затем возвращается, очень переживает за нереализованный Дзюбой пенальти («Эх, Артем, Артем»). А позже отмечает гол Ригони в такой позе, будто забил его сам.

Свой среди своих

В перерыве можно перевести дух, попить чайку. В начале второго тайма мы снова на ногах на стилобате. Смотрим, как «Зенит» атакует ворота, за которыми вираж.

– Мне тоже хочется покричать «оле-оле-оле», попеть. Я ведь, по сути, такой же болельщик, как и все здесь. Только у меня микрофон, – признается Анисимов.

И рассказывает, что в его работе самое приятное. Это реагировать на голы и победы «Зенита».

– По «Петровскому» не скучаете? – спрашиваю, когда на поле не так напряженно.

– Мне новая арена очень нравится. На въезде в город такая грандиозная архитектура. Украшение Петербурга. А народу сколько! Знакомые теперь говорят: им в голову не приходило, что на футболе может быть так круто, – отвечает Константин.

Ближе к концу матча работы у него становится больше. Начинаются замены, надо объявлять из-за столика. Равно как и количество зрителей – 38 196. «Спасибо за поддержку», – звучит как всегда душевно. А вот имя автора гола в ворота «Зенита» – куда равнодушнее.

Раздается финальный свисток. Анисимов приглашает всех на следующий матч – с «Уралом». Мы прощаемся. Но ненадолго. Ведь игра с клубом из Екатеринбурга 2 декабря.

– А все же жаль, что в конце нам забили, – бросает на прощанье диктор арены «Санкт-Петербург».