Где работал башмачкин. Образ и характеристика Акакия Акакиевича в повести «Шинель»: описание внешности и характера, портрет в цитатах. Основа повести и краткая история создания

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель, который известен читателям тем, что его образы получались весьма реалистичными. «Да, все именно так и выглядит в жизни!» - мог подумать восторженный от произведения поклонник писателя. Многие критики упрекали Гоголя в том, что его произведения наделены духом пессимизма, мол, не все так печально в нашем обществе, хотя Николай Васильевич утверждал:

«Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей принимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье».

Поэтому можно с уверенностью сказать, что «портреты» Гоголя получались очень натуральными.

Повесть «Шинель»

Одна из петербуржских повестей Николая Васильевича, которая поступила в продажу в 1843 году. Если коротко, то главной сутью «Шинели» является то, что все люди равны независимо от их местоположения в обществе и занимаемого чина. Гоголь уделил внимание в этой повести Акакию Акакьевичу Башмачкину, маленькому человеку, который не примечателен ни внешностью, ни своим характером. Вот как описывает Башмачкина писатель:

«Несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным».

Можно сказать, что на первых порах у читателя возникнет отвращение к главному герою, с которым нас знакомит Николай Васильевич. Но потом негативные чувства замещаются жалостью, ибо Акакий Акакьевич человек простой, который мухи даже не обидит, но его положение на работе оставляет желать лучшего: коллеги постоянно пытаются как-то задеть и обидеть этого трудолюбивого человека, который видит смысл жизни лишь в переписывании бумаг: «написавшись всласть, он ложился спать, с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание» – по этой цитате можно судить, как скучна и однообразна жизнь Башмачкина.

Но неожиданно избитая повседневность Акакия Акакьевича меняется, когда он обнаруживает то, что его шинель пришла в непригодное состояние. Денег на новую у него отродясь не было, поэтому герой отправляется к Петровичу, портному, который называет запредельную цену за починку одежды. Акакий не теряет надежды на то, что ему все-таки удастся сторговаться, и поэтому он готов ходить и занудно докучать портному каждый день.

Герой получил жалование, которое оказалось по его меркам достаточно большим. На все деньги Акакий решает купить дорогущую ткань, из которой Петрович делает очень красивую шинель. Благодаря новой обновке, Акакий - чуть ли не душа компании: он даже за дамой чуть было не стал ухаживать. Но, когда на улице с него сняли новенькую шинель, жизнь вернулась в свое русло: Башмачкина все обижают, приставы гонят его прочь.

Герой умирает, так и не найдя свою шинель, а по тому, что в департаменте о его смерти узнают лишь почти неделю спустя, можно судить, какое отношение у всех было к этому маленькому человеку.

Произведение «Шинель» очень похоже по смыслу на «Человека в Футляре» Чехова. Гоголь пытается нам сказать о том, что, если придать хоть малейшую уверенность в себе человеку даже с помощью, казалось бы, обычной вещи, то он сможет стать значимым в обществе. Но лишившись своего «футляра», уверенность героя Гоголя умирает, потому что у него не было твердого стержня внутри.

Также Николай Васильевич показывает своим читателям лицемерное общество, которое судит по одежке: если человек одет дорого и со вкусом, то он отличный собеседник и хороший товарищ.

В произведении «Шинель» герои, в основном, безлики, за исключением основного персонажа - титулярного советника по фамилии Башмачкин, человека без характера, серого, не способного на поступки. Тема «маленького человека» не нова в литературе, но в рассказе она раскрывается своеобразно и глубоко. В творчестве Гоголя описание героев чрезвычайно важно, ведь за каждым именем, словом стоит глубокий внутренний смысл. Для главного героя шинель - сбывшаяся мечта, смысл жизни. С её появлением герой меняется не только внешне, но и внутренне.

Характеристика героев «Шинель»

Главные герои

Акакий Башмачкин

Автор описывает его внешность, как самую невыдающуюся. Наш герой немного рыжеват, с залысинами, низок, имеет нездоровый цвет лица. Он так давно переписывает документы, что никто не помнит, его возраста, когда он был принят на работу. Даже голоса главного героя «Шинели» никто не слышал, за исключением просьбы: оставить его и не обижать. Это слова, которые он произносит в тех случаях, когда издёвки коллег мешают выполнять обязанности. Башмачкин живёт работой.

Портной Петрович

В произведении сведения о нём скупы. Петрович был крепостным и именовался Григорием. После того, как дали вольную, его стали называть по отчеству. Проживает он в грязном подъезде, на четвёртом этаже того же дома, что и Башмачкин. Часто выпивает, но дело своё выполняет хорошо, несмотря на отсутствие одного глаза. Жена постоянно ругает портного за его пристрастие к выпивке. Трезвый Петрович в вопросе оплаты за работу очень несговорчив, заламывает цену.

Значительное лицо

Тот, кто мог бы сыграть судьбоносную роль в жизни Акакия Акакиевича, но не сыграл. К нему обратился Башмачкин в надежде на помощь в поиске украденной шинели. Как человек очень строгий, он прогнал беднягу, демонстрируя свою власть перед знакомым. Автор упоминает про генеральский чин, после получения которого значительное лицо окончательно растерялся, как себя вести с окружающими. Предпочитает молчать, отчего и прослыл человеком замкнутым.

Второстепенные персонажи

Мать Башмачкина

Упоминается в повествовании вскользь, имя её неизвестно. Мать была чиновницей, женщиной очень хорошей - так просто описывает её автор. При рождении ребёнок заплакал, и его лицо приняло такое выражение, как будто предчувствовал, что станет титулярным советником - так иронично описывает рождение центрального персонажа автор.

Отец Башмачкина

Отца звали Акакий, в его честь было решено назвать сына. Об отце Акакия известно только то, что он, как и остальные члены семьи мужского пола, носил не башмаки, а сапоги, подмётки у которых менял три раза в год.

Жена Петровича

Простая женщина, не отличающаяся красотой. Носила чепчик, а не платок. По словам автора, больше о ней ничего не известно. Сам Петрович отзывался о ней пренебрежительно.

Привидение чиновника

Фантастические мотивы у Гоголя переплетаются с реальными событиями. В конце рассказа сообщается о привидении, которое появляется в Петербурге на месте ограбления Башмачкина. При встрече с призраком Значительное лицо узнаёт нашего главного героя. Отобрав шинель у генерала, приведение успокаивается и больше не беспокоит город.

В повести поднимаются вопросы равнодушия, безнравственности, бедности, бюрократизма. Петербург показывается, как холодный город, в котором правит глупость, беспорядок и самодурство. Центральный образ чиновника Башмачкина развивается параллельно с образом самой шинели. Имена героев в «Шинели» практически не называются, что придаёт описываемой эпохе эффект безликости. К характеристике героев повести Гоголь относится крайне щепетильно, мастерски, с иронией. Произведение попало в список самых «революционных» в литературном мире благодаря видению жизни гениальным писателем.

Повесть Николая Гоголя « » наиболее ярко показала нам проблему «маленького человека» в обществе. А главный герой произведения – Акакий Акакиевич Башмачкин стал олицетворением того самого «маленького человека».

Уже первые строки повести говорят нам, что судьба главного героя решена. Первое, что кидается в глаза – выбор имени. Гоголь с иронией описывает момент выбора имени ребенку. Из всех представленных имен: Моккий, Соссий или Хоздазат – Акакий было самое подходящее. Поэтому было решено назвать ребеночка Акакием в честь его отца.

Акакию Акакиевичу было пятьдесят лет. С виду он был невысокого роста, с лысиной на лбу. Всю свою жизнь он проработал мелким чиновником в одной из городских канцелярий. Его основной задачей было переписывание бумаг. Стоит отметить, что Башмачкину очень нравилась его работа. У него были даже любимые буквы, которые он писал с особым старанием.

Как и все «маленькие люди», главный герой боялся проявить инициативу, его пугало любое новое дело. Однажды новый директор канцелярии, видя старания Акакия Акакиевича, решает его вознаградить и дать работу посложнее. Нужно было прочитать статью и изменить глаголы, где нужно. Немного подумав, Башмачкин сказал, что будет лучше, если он просто что-то перепишет.

Его мизерное жалование не позволяло ему делать дорогих покупок. Он многие годы ходил в зеленом пиджаке, которое уже казался рыжевато-мучного цвета. В один из дней, Акакий Акакиевич решать заказать себе новую шинель. Нужно сказать, что это решение далось ему не просто. Он дважды просил портного подлатать его старую шинель, но портной не хотел браться за работу.

Башмачкин начинает экономить на всем, чтобы собрать нужную сумму денег. И вот шинель готова. Это событие стало настоящим праздником в жизни главного героя. Новая шинель словно открыла ему дверь в новую жизнь. Он даже решает пойти на вечер, чтобы «вспрыснуть» новую вещь. Там он становится главным действующим лицом. Впервые за всю свою жизнь Акакий Акакиевич позволил себе развлечься. Поздним вечером по дороге домой на Башмачкина нападают грабители и отбирают шинель. С этого момента жизнь главного героя превратилась в ад. Ни кто не понимает его трагедии. Он пытается найти помощи, но бюрократический аппарат «раздавливает» его.

Простудившись, Акакий Акакиевич умирает. Его смерть замечают только на четвертый день, но никто не сожалеет о случившемся. Тем временем, призрак Акакия Акакиевича начинает мстить своим обидчикам, срывая с них шинели. Он успокаивается только тогда, когда отбирает шинель у генерала, который прогнал его.

Таким был итог жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина.

Портрет героя в одной из «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя («Шинель»)

Портрет в литературе - одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести Н.В. Гоголя «Шинель».

Акакий Акакиевич служил переписчиком, причем нужно отметить, что эта должность находится в самом низу социальной иерархической лестницы, должность самая простая и абсолютно нетворческая. В переписывании, и только в нём, "виделся ему какой-то свой разнообразный и приятный мир". Даже дома, встав из-за стола, "вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги", принесенные из департамента. Другому развлечению он не предавался, интересы его были скудны и ограничены.

Стоит также упомянуть о быте Акакия Акакиевича. "Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучится, вставал из-за стола...". Создается впечатление глуповатого человека, абсолютно незаметного.

"Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним...". Действительно он был абсолютно беззлобным человеком, на все подколы и унижения его коллег он только искренне удивленно спрашивал: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?".

Еще одна деталь, характеризующая портрет героя, это его речь. Речь Акакия Акакиевича была бессвязной и сбивчивой. "Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения…». Незначительная его речь показывает насколько незначительным был и ее обладатель.

Внешне этот человек выглядит глуповато, покорно терпит издевательства чиновников. Он «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже па вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Портрет Акакия Акакиевича как бы незавершенный и нецелостный.

Наверное, такие характеристики и дали повод критикам называть Акакия Акакиевича то «совершенным идиотом», то В.Маркович сопоставляет его с образом святого мученика Акакия.

Смерть Акакия Акакиевича ничего не изменила в департаменте, что еще раз подчеркивает типичность судьбы «маленького человека».

Интерьер одной из помещичьих усадеб, изображенных писателем в поэме «Мертвые души» (усадьба Степана Плюшкина)

Степан Плюшкин завершает в «Мертвых душах» галерею помещиков.

Интерьер (от фр. - внутренний) - описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.

Описание интерьера Плюшкина, наверное, нужно начать еще с того момента, когда Чичиков только подъезжал к его дому. «Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…». Это и дома без окон, и опустевшие, истрескавшиеся сельские церкви, заросшие сады. Не зря я привела описание деревни, в которой жил Плюшкин, потому что сам дом хозяина Чичикову «показался теперь еще печальнее».

«Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, - наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Все говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и все глядело ныне пасмурно», - именно таким увидел дом Плюшкина Чичиков.

Все описание внешнего вида этой усадьбы проникнуто тоской, ужасен не только внешний вид дома, но и внешний вид хозяина этой усадьбы. Да и назвать усадьбой это жилище вряд ли возможно.

Недаром Чичиков сначала принял хозяина дома за ключницу, настолько натура Плюшкина уже потеряла свой облик.

Все описанное Чичиковым действительно угнетает, такое ощущение, что в этом доме нет ни единой живой души. Внешний заброшенный вид этого дома говорит о его хозяине, о его душевном разложении, что позже мы увидим. Но сразу можем сказать, что в таких условиях может жить только пропащий человек.

Все напоминает мрачный склеп, в котором хозяин дома похоронил себя заживо.

Внутренний интерьер дома выглядит ни чуть ни лучше. В еле озаренной светом комнате виден беспорядок, нагромождение мебели, «на одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». «Лежало множество всякой всячины», - наверное, одни эти слова уже о многом говорят.

Действительно вещи в большинстве своем были абсолютно ненужными, сломанными, затхлыми, пожелтевшими от старости. Плюшкин абсолютно безразличен к своему жилищу, все обрастает плесенью, паутиной и пылью.

Все вещи беспорядочны и лишены своего прямого смысла, как и сама жизнь Плюшкина. Он - заложник своего жилища, при этом сам Плюшкин, как мне кажется, не страдает от ущербности своего существования.

Бережливость и скупость Плюшкина переросли в нечто большее, покупщики перестали с ним торговаться, «сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень…». На это Плюшкин масло обращал внимание, его больше волновало «где лежало перышко или сургучик».

Так его жилище превратилось в кладбище ненужных вещей, и предположу, что сам Плюшкин чувствовал себя при этом комфортно.

«Все мы вышли из гололевской "Шинели"» - что значит эта фраза и кто ее произнес? Эти слова часто приписывают Достоевскому, тогда как произнес их французский писатель и дипломат Эжен Мельхиор де Вогюэ. Характеристика Акакию Акакиевичу Башмачкину автором дана была на первый взгляд однозначная: маленький человек, способный мечтать лишь о новой шинели. Но почему герой Гоголя стал одним из самых значимый и важных персонажей в русской литературе?

Повесть «Шинель» была написана на основе «канцелярского анекдота». Некий чиновник долго копил на ружье, потеря которого стала для него настоящей трагедией. «Шинель» - повесть о жалком, забитом чиновнике. В ней есть типичный гоголевский юмор, но вместе с тем это глубокое произведение, пронизанное гуманизмом.

Башмачкина дана в первом абзаце повести. Это был ничем не примечательный человек, титулярный советник. Здесь стоит сказать несколько слов о чине Башмачкина.

В дореволюционной России существовала классификация званий. Каждому чину соответствовало определенное значение и статус. Титулярный советник имел немного возможностей продвинуться по карьерной лестнице. Жалование ему причиталось небольшое. Так, Башмачкин получал в год 400 рублей, чего едва хватало на скудное питание и проживание в скромной петербургской квартире. Можно сказать, что Башмачкин нищенствовал, как и сотни подобных ему мелких чиновников.

Важнее титулярного советника был коллежский. Беда в том, что этот чин был для Акакия Акакиевича недосягаем. Коллежским советником мог стать человек с дворянским происхождением. Гоголевский герой, по всей видимости, был разночинцем.

Характеристика Акакия Акакиевича Башмачкина: скромный, ничем не примечательный чиновник, не имеющий выдающихся способностей, честолюбия и каких-либо устремлений в жизни. Таких, как он, называли «вечными титулярными советниками». Башмачкин был обречен занимать незначительную должность в департаменте. Но это его отнюдь не огорчало.

Любимое дело Башмачкина

Акакий Акакиевич с утра до вечера выполнял несложную работу: переписывал бумаги. Он это занятие очень любил, о другом и не мечтал. Башмачкин брал работу на дом. В спешке ужинал, и снова садился за переписывание бумаг. Однажды один сердобольный начальник доверил ему более значимое задание. Нужно было не только переписать документ, а еще поменять название и несколько глаголов. Но Башмачкин не справился. Весь вспотел, перенервничал, затем произнес: «Нет уж, дайте мне что-нибудь переписать».

Характеристику Акакия Акакиевича Башмачкина дополнит описание внешности. Он был небольшого роста, лысоват, с геморроидальным цветом лица. Этот человек очень давно работал в департаменте. Так давно, что молодым чиновникам казалось, что он таким и появился на свет - с лысиной и в вицмундире.

"Зачем вы обижаете меня?"

Эта фраза стала ключевой в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Характеристику маленького человека первым дал Пушкин в повести «Станционный смотритель». Что это за тип литературного персонажа? Это образ социально незащищенного человека, несчастного, одинокого, жалкого.

В департаменте Башмачкина не уважает даже сторож. Начальники небрежно бросают на стол ему бумаги, даже не удосуживаясь произнести: «Перепишите, пожалуйста». Над гоголевским титулярным советником потешаются молодые чиновники. Правда, один из них однажды, услышав от Башмачкина фразу: «Зачем вы обижаете меня?», был глубоко поражен. В этих словах он услышал «Я брат твой». Молодой чиновник впредь не позволял себе грубых шуток в адрес Башмачкина. А образ маленького несчастного человека он еще долго не мог забыть.

В повести Гоголя есть два образа Башмачкина: внешний и внутренний. Первый - замкнутый, нелюдимый чиновник, старательно переписывающих бумаги. Внутренний человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина совсем другой. Он жизнерадостный, открытый. Достаточно вспомнить состояние чиновника после приобретения шинели.

Цель Башмачкина

Отдельного внимания заслуживает предмет одежды, название которого вынесено в заглавие повести. Шинель здесь не просто вещь, которая, если она сшита хорошо и добротно, спасает от суровых петербургских морозов. Это образ, символизирующий социальное положение чиновника. У Башмачкина была худая шинель, которая вовсе не спасала от непогоды. Потом он, наконец, решился заказать новую. Для человека, который получает в год жалованья в размере четырехсот рублей, это совсем непросто.

Описание Башмачкина Акакия Акакиевича, представленное выше, дополнит манера изъясняться. Чиновник был крайне косноязычен. Имел обыкновение выражать свои мысли предлогами и наречиями. Часто совсем не заканчивал фразу, произносил нечто вроде: «это совершенно того… право».

Нечто подобное он изверг в доме Петровича, портного, который уже не раз штопал ему старую шинель. Тот отказал в очередной раз ставить заплаты и посоветовал сшить новую. Так у Башмачкина появилась цель.

Он начал копить на новую шинель. Акакий Акакиевич перестал пить чай по вечерам, не зажигал свечей, ступал осторожнее, дабы не испортить подметки на сапогах, прачке отдавал свое белье все реже. Дома ходил в халате, чтоб не сносить костюма и застраховать себя от возможных трат.

Он так долго мечтал о новой шинели, что всей душою полюбил ее. Еще до того, как накопил на сукно и работу портного. Каждый день он отправлялся к Петровичу, дабы обсудить обновку. Шинель для Акакия Акакиевича Башмачкина стала не просто вещью, а любимой подругой, почти живым существом.

Счастливый чиновник

Итак, Башмачкин несколько месяцев голодает: копит на новую шинель. Наконец, она готова. Петрович приносит поутру Акакию Акакиевича обновку. Чиновник в совершенно праздничном настроении отправляется в департамент. Удивительным образом там все узнают о новой шинели Акакия Акакиевичя, о том, что старой, которую, к слову сказать, называли капотом, уже не существует. Башмачкина поздравляют, к нему проявляют внимание, чего за многие годы работы в департаменте никогда не было. Более того, начальник приглашает Акакия Акакиевич на именины.

Трагедия Башмачкина

Но счастье маленького чиновника было кратковременным. В новой шинели он отправляется на именины к столоначальнику. Здесь его снова поздравляют с обновкой, уговаривают выпить. После двух бокалов шампанского жизнь Акакию Акакиевичу представляется в радужных красках. Однако он помнит, что уже поздний час, пора домой. Башмачкин незаметно покидает дом столоначальника. По пути домой встречает грабителей, которые снимает с него шинель.

Смерть чиновника

На следующий день Башмачкин отправился в департамент во всем известном капоте. Многие его жалели, советовали обратиться к одному значительному лицу: быть может, он поможет разыскать грабителей, которые похитили новую шинель. Акакий Акакиевич так и поступил. Но значительное лицо было лицом весьма грозным, по крайней мере хотело казаться таковым. Начальник не стал слушать Башмачкина, напротив, накинулся на него так, что тот едва духа не лишился прямо в его кабинете.

Призрак

Когда чиновника не стало, никто этого не заметил. О его смерти в департаменте узнали лишь спустя четыре дня после похорон. Башмачкины встречались, конечно же, не только среди чиновников XIX века. Подобные люди, загнанные, несчастные, незащищенные, есть и сегодня.

Гоголь завершил историю фантастическим финалом. Его герой, в награду за неприметную жизнь, после своей смерти еще прожил несколько дней. Вскоре по Петербургу пошли слухи о призраке. Это был мертвец-чиновник, который искал пропавшую шинель. Он наводил страх на горожан, а исчез лишь после того, как встретил того самого генерала, наведшего на него страх незадолго до смерти. Призрак снял со значительного лица шинель, после чего исчез навсегда. Начальник, человек, по сути, не злой, еще долго не мог простить себе смерти Башмачкина.