Мясищев личность и неврозы скачать pdf. Патогенетическая концепция неврозов В. Н. Мясищева. Типы невротических конфликтов

Дисциплина : Методология

Выполнил : Благо А.Б. , ф-т психологии, 2 курс

Статья В.Н. Мясищева «Личность и неврозы» из книги «Психология отношений»

План статьи


  1. Проблема неврозов : происхождение, сущность, источники

  2. Клиническая картина невроза, этология и патогенез неврозов у животных и человека. Мнение Павлова

  3. Вопрос возникновения невроза, вопрос влияния свойств личности на проблему неврозов

  4. Боязливость и агрессивность как предрасполагающие факторы к невротической декомпенсации

  5. Вопрос механизма образования симптомов

  6. Проблема личности в неврозах . Невроз как болезнь личности

  7. Психотерапия как метод воздействия на организм через психику. Нервно-психическая гигиена.

Аннотация

«Личность и неврозы».


В статье В.Н. Мясищева «Личность и неврозы» рассматривается проблема неврозов как болезни личности человека.
Автор ставит перед нами ряд вопросов, таких как вопрос происхождения и возникновения невроза, вопрос механизма образования невроза , и.т.п. Помимо этого рассматривается влияние свойств характера на возникновение неврозов, а так же влияние неврозов на личность.
В статье автор дает больше вопросов, чем ответов – основной упор делается на рассмотрение проблем изучения неврозов, а так же рассматриваются результаты работ И.П. Павлова по изучению высшей нервной деятельности у животных и соотносятся с проблемами изучения неврозов.

Тезисы.


  1. Проблема неврозов представляет одну из важнейших областей познания личности и ее патологии.

    Неврозы, как болезненные изменения ф-ций мозга, есть заболевания личности, которые влияют на организм в целом – в наше время проблема неврозов все чаще и чаще встречается среди населения.

  2. Источником невроза и физиологически, и психологически являются трудности или нарушения во взаимоотношениях человека с людьми, социальной действительностью и задачами, которые перед ним ставятся этой действительностью.

    С этим часто сталкиваются на практике. В некоторых случаях возможно даже функциональные нарушения организма, …

  1. Предрасполагающим к невротической декомпенсации в характере является то, что обостряет чувствительность, создает противоречия и, прежде всего, конфликты на «личной» почве и что затрудняет продуктивное преодоление их

    Такими свойствами характера могут являтся: боязливость, либо агрессивность, чрезмерная впечатлительность и чувствительность. В свою очередь, эти свойства характера могут вытекать напрямую из опыта отношений человека с окружающими его людьми, с обществом;

  2. Невроз представляет болезнь личности еще и потому, что нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не раскрывается перед исследователем личность человека, нигде так убедительно не выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступает уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью роль созданных людьми обстоятельств.

    -//-

  3. Совершенно ясно, что если существуют патогенное влияние психики и зависимость болезни от личности больного, то психика и личность должны учитываться в предупреждении различных и притом не только психогенных заболеваний.

    Еще И.П. Павлов назвал гигиену – медициной будущего, в этом автор с ним полностью согласен , в данном случае идет речь о «психической гигиене».

Рецензия на статью В.Н. Мясищева «Личность и неврозы».

С первых же строк автор говорит о важности проблемы неврозов в области познания личности и ее патологии, и в то же время о том, насколько сложно понять патогенез невроза без учета генеза и структуры личности. Иными словами, свойства личности проливают свет на происхождение невроза.

Автор рассматривает работы И.П. Павлова по изучению высшей нервной деятельности у животных : например, автор упоминает, что по словам Павлова неврозы у животных соответствуют психогенным заболеваниям у человека. Но, замечает Мясищев, у человека неврозы выступают как «выражение противоречия между тенденциями и возможностями личности, требованиями человека, его внешними и внутренними возможностями и требованиями жизни, с которыми встречается человек».

Большую часть статьи Мясищев посвятил как раз вопросам влияния свойств личности на неврозы, и, в завершении, указал на важность психотерапии и «психической гигиены», ссылаясь вновь на Павлова.

В заключительном же абзаце Мясищев пишет: “Нужна еще большая работа для того, чтобы деятели медицины усвоили, что в болезни организма всегда в какой-то степени (и иногда определяющей) участвует вся личность больного. Следует добиваться признания того, что для правильного и здорового развития человека и его личности должно и можно уделять более внимания развитию и укреплению самой науки о личности.”. Т.е. автора неустраивает положение дел на данный момент: медицина слишком зациклилась на частностях, и не хочет признавать участия всей личности человека в развитии болезни – и в первую очередь неврозов.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. М. БЕХТЕРЕВА

В. Н. МЯСИЩЕВ

ЛИЧНОСТЬ

И НЕВРОЗЫ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1960

Книга посвящена вопросам личности как педагогической и ме­дицинской проблеме. Личность освещается с позиций марксизма-ленинизма , физиологического учения И. П. Павлова и советской материалистической психологии. На основе учения о личности и отношениях человека рассматривается ряд важнейших психолого-педагогических вопросов: о потребностях, способностях и склонно­стях, индивидуальных особенностях, психологических типах.

В центре медицинских работ стоит проблема неврозов, пред­ставляющая социальный, физиологический и психологический инте рес. Рассматриваются также вопросы неврозов и других аномалий детского возраста, дифференциальной диагностики неврозов, их отграничения от сходных состояний, связи неврозов и соматических нарушений, психотерапии, трудовой терапии, профилактического направления в связи с проблемой неврозов.

Книга представляет интерес для психологов, педагогов и врачей (не только невропатологов, но и других специальностей), а также для студентов педагогических и медицинских институтов.

Книга удостоена премии имени В. М. Бехтерева за 1960 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящей книге объединен ряд наших работ, посвящен­ных проблемам личности, неврозов и некоторых пограничных с ними болезненных состояний. Эти работы были опубликованы и разных изданиях в период с 1935 по 1960 г. и предназначались для психологов, педагогов и врачей-психоневрологов. Вновь написаны лишь первая и последняя статьи в качестве введения и заключения. За рубежом проблема личности освещается, главным образом, с конституционально-биологических, психо­аналитических и индивидуально-психологических позиций. У нас ее научной разработке уделяется совершенно недостаточное внимание, несмотря на то что задачи воспитания нового человека коммунистического общества занимают огромное место в нашей общественной и педагогической практике и литературе.

В нашей медицине проблема личности почти совсем не разра­батывается, даже в психоневрологии, хотя, казалось бы, уже одно требование чуткого врачебного подхода к больному пред­полагает правильное понимание личности человека.

Наши многолетние исследования позволили установить, что важнейшей характеристикой личности является система ее созна­тельных жизненных отношений как в норме, так и в патологии. Эта позиция основана на принципе диалектико-материалистиче-ского единства общественно-исторической и естественноистори­ческой обусловленности личности и коренным образом отли­чается от современных зарубежных реакционных учений о так называемых «межличностных отношениях».

Работы, написанные и доложенные в разное время и адресо­ванные разным читателям и слушателям, неизбежно содержат некоторые повторения , которые не были устранены, чтобы сильно не изменять первоначального текста.

Работы расположены не в хронологическом порядке, а по возможности по связи их содержания.

Мы надеемся, что издание в одной книге ряда наших работ в этой области будет содействовать широкому ознакомлению с ними психологов, врачей и педагогов и развитию дальнейших исследований. Мы будем благодарны за критические замечания читателей, надеясь ими воспользоваться в дальнейшей работе. Выражаем сердечную благодарность за помощь в подготовке книги к изданию Р. А. Зачепицкому.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ЗНАЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ

Огромные успехи современного естествознания, в первую оче­редь физики, химии и основанной на них техники, создают у не­которых людей впечатление, что достижения естествознания и техники являются единственным показателем и условием обще­ственного прогресса.

При всем огромном значении этих достижений человеческой деятельности мы подчеркиваем опасность недооценки дру­гих сторон человеческой деятельности. Иногда говорят: совре­менные люди несравненно больше знают и умеют, чем их предки, но стали ли они лучше или счастливее? Это, конечно, зависит от социальной структуры общества, но не непосредственно от со­стояния техники. Нельзя не обратить внимания на то, что огром­ные успехи естествознания, техники и культуры в послереволю­ционной России показали их явную зависимость от социальной системы, которая создана на основе учения марксизма-ленинизма. С социальными условиями связаны возможности человека как преобразователя природы, как создателя всякой, в том числе естественной, науки и техники. Отсюда неизбежно возникает мысль, не нужно ли и не важно ли знать природу самого чело­века, прежде всего человека как деятеля, для его всестороннего усовершенствования?

Наука об обществе не исключает науки о человеке. А. М. Горь­кий говорил о «человековедении», но антропология как буржуаз­ная наука о человеке была у нас подвергнута справедливой критике. Однако проблема изучения человека остается. Она разрабатывается советской антропологией , основанной на науч­ной теории общества, созданной основоположниками марксизма-ленинизма. Неоднократно указывалось, что в настоящее время

участками наиболее активного роста науки являются про­блемы, пограничные между несколькими областями знания. Уче­ние о человеке, или антропология, и является такой наукой, в которой скрещиваются проблемы естественных и обществен­ных наук.

Той частью антропологии, которая изучает человека в наибо­лее характерных для него, отличающих его от животного свой­ствах, является психология, изучающая не только отражатель­ную, но и творчески преобразовательную деятельность человека. Марксистская философия учит, что «сознание... не только отра­жает объективный мир, но и творит его» .

Одинаково грубой ошибкой с точки зрения марксизма является отрицание сознания, отрицание его познаваемости, отрицание его действенной роли и приписываемая ему роль только эпифеномена. Между тем этих позиций еще придержи­ваются не только многие зарубежные ученые, но и некоторые наши, считающие себя марксистами, но рассматривающие психо­логию как выражение субъективизма и идеализма или, в лучшем случае, полузнания, еще не достигшего уровня научной зрелости. Понятно, что особенно сложные, тонкие, трудно улавливаемые проблемы психики человека достигают зрелости позже других наук. Тем не менее повседневная действительность требует издавна образовательно-воспитательной работы с человеком.

Социальные науки и общественные требования ставят перед нами задачи воспитания, но обоснование методов решения этих задач остается еще недостаточным. Физиология объясняет--моз­говые процессы, лежащие в основе поведения и деятельности человека, но как формируется каждый человек прежде всего как личность, каково существо личности и законы ее развития, об этом, конечно, не говорят ни социальные науки, ни физиоло­гия. Это является предметом психологии. Опираясь на ее дан­ные, педагогика разрабатывает вопросы об общих, типичных, и индивидуальных приемах воспитания и образовательной работы.

Психология основывается на социальных и биологических науках , но не сводится к ним. Всякая попытка ограничить ее одной только социальной или биологической областью является метафизической ошибкой. Объектом ее является своеобразный синтез обеих указанных групп дисциплин. Этот синтез представ­лен не формальнологическим исключением или социального, или биологического, но диалектическим единством того и дру­гого. Едва ли есть необходимость ставить вопрос, существует лц психология, если существуют своеобразные категории психиче­ских фактов.

Современная советская, иначе научная, психология, опираясь на марксистско-ленинское учение, сформулировала свои прин­ципиальные и методические позиции. Однако она страдает еще

1 В. И. Ленин Соч., т. 38, стр. 204.

недоразвитием, и существенным пробелом ее является то, что психика рассматривается преимущественно как процессы, но носитель их - личность - изучается недостаточно. Деятельность исследуется в отрыве от деятеля. Объект - процессы психиче-(кой деятельности - изучается без субъекта - личности. Хотя I» ряде работ справедливо указывается на единство личности и деятельности, но реализация этого положения еще не удовле­творяет требованиям науки и практики.

Огромная зарубежная буржуазная литература вопроса столь же велика, сколь ошибочна ее теоретическая и методоло­гическая база. Наша литература в этом вопросе, ориентируясь на марксистские позиции, еще крайне бедна. Причина этого контраста ясна. В учении о личности заинтересованность господ­ствующей политической верхушки капиталистического общества очень велика, и здесь искажающее влияние тенденциозного осве­щения всех вопросов сказывается с величайшей силой. Наша психология выросла"в борьбе материализма против идеализма. Преодолевая лженаучные буржуазные учения, она освещала прежде всего вопросы более простые, легче доказуемые и более доступные для позитивного, материалистического, физиологиче­ского объяснения. Наиболее ярко это выразилось в объективной психологии, потом рефлексологии В. М. Бехтерева. Под его влия­ние в значительной мере попал К. Н. Корнилов, который, кон­струируя реактологию, пытался сочетать классический метод экспериментальной психологии с учением о рефлексах. При объективном и материалистическом характере этого направле­ния существенным дефектом его явилось сведение сложного к простому.

Дальнейшие усилия материалистической психологии были направлены на то, чтобы, объективно изучая личность, раскрыть процесс развития человека как возникновение новообразований в его сложной , высшей нервной, иначе психической, деятельности (Л. С. Выготский).

В этих поисках изучение процессуальной стороны психиче­ской деятельности обогнало изучение личности, но возникла до сих пор не преодоленная трудность: изучалась конкретная дея­тельность абстрактной личности. Это расхождение можно объяс­нить со значительной долей вероятности. Сложность изучаемого процесса и его объем мы можем регулировать. Мы можем созда­вать процессы, ставя разные задачи перед личностью, процесс и значительной мере определяется нами. Но, личность мы не можем как-то искусственно ограничить. Во всей ее сложности и многообразии, в целом она выявляется во всякой деятельности, определяясь в каждой реакции всей независящей от нас и часто недоступной нам историей ее прошлого. Изучая процесс деятель­ности, мы регистрируем факты, правильное объяснение которых фебует знания личности как сложного принципиального образо-иаиия, как интегрального результата истории всех прошлых про-

net гон, пмлпнпдуалыюго опыта. Поэтому знание процессов без пинии личности представляет в известной мере самообман.

Признавая сложность исследования личности, мы вынуждены, нес же работать над тем, чтобы преодолеть безличное, хотя и. объективное, изучение процессов деятельности и поведения чело-, века, опираясь на предварительное определение самого понятия, личности. Это мы делали в ряде работ, часть которых здесь. публикуется.2 Мы указываем на необходимость конкретно-психо­логического рассмотрения личности, опираясь на положения марксизма о сущности человека как совокупности общественных отношений, о единстве объекта и субъекта, о конкретно-истори­ческом изучении личности в процессе и в результате ее развития в условиях определенного общества.

Личность представляет сложное целое, но функциональная психология разлагала психическое целое на части, на психиче­ские функции. Процессы психической деятельности, изучением которых у нас заменили психические функции, представляют разные по характеру функциональные психические структуры , при анализе распадающиеся на безличные элементы.

Изучение сложного целого по частям неизбежно, но оказы­вается продуктивным при условии, что его элементы одновре­менно выражают это целое. Элементом, соответствующим этому требованию, является понятие отношения личности, или психи­ческого отношения человека. Этим понятием пользовались наши учителя - В. М. Бехтерев и А. Ф. Лазурский. Оно имеет известное распространение за рубежом, хотя там освещается с чуждых нам позиций. В связи с этим ряд наших работ посвя­щен понятию отношения человека,3 а также связи понятий пси­хические функции и отношения.4

Рассматривая понятие отношений человека с позиций физио­логии высшей нервной деятельности,5 мы сделали попытку осве­тить его на основе взглядов основоположников марксизма-ленинизма.6 В связи с этим мы рассмотрели в плане личности и ее отношений ряд психологических проблем. Сюда относятся проблемы индивидуально-психологических особенностей харак-

2 См. «Проблема личности и советская психология». Проблемы личности мы также касаемся в совместной с А. Г. Ковалевым работе «Психические особенности человека», Изд. ЛГУ, т. I, 1957, т. II, 1960. См. также наш доклад по проблеме личности в Трудах конференции по проблеме личности, а также посвященные этому вопросу доклады В. Н. Колбановского, А. Н. Веденова, К- Н. Корнилова и др. *(М., Изд. АПН РСФСР, 1958).

3 См. «Проблема отношений человека и ее место в психологии». Здесь и в дальнейшем приводятся названия статей настоящего сборника.

4 См. «Психические функции и отношения»; «Психология отношений и физиология мозга».

5 См. «Проблемы психологии человека в свете учения И. П. Павлова об отношении организма в среде».

6 См. «Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма-ленинизма на отношения человека».

H"p.i и психологического типа, способностей и проблемы потреб­ностей и склонностей.

Значение личности велико не только в теории, но и на прак-1Пко. Практическое взаимодействие с людьми требует умения считаться с личностью другого человека и умения учитывать ее особенности.7

Необходимо бороться с обезличкой в подходе к человеку и имеете с тем с гипертрофированным признанием и переоценкой роли отдельной личности.

Специальное внимание нами уделяется проблеме личности и связи с задачами медицинской теории и практики и, главным образом, в связи с проблемой изучения, лечения и предупрежде­ния неврозов. Это обусловлено тем, что при неврозах в наиболь­шей полноте личность взрослого человека может стать доступной "ошанию другого человека. От врача нет тайн, а, следовательно, он по сравнению с представителями других профессий обладает нозможностью более глубокого познания личности, ее мотивов и переживаний. Вместе с тем существенные материалы для изу­чения организма и психики доставляет сравнительное исследова­ние нормы и патологии. Данные патологии личности, освещаясь учением о нормальной личности, вместе с тем содействуют уяснению ряда вопросов нормальной психологии, особенно при неврозах, где черты личности скорее заострены, чем извращены или разрушены болезнью , как в психозе.

В. М. Бехтерев полагал, что психозы представляют болезни личности. Рибо утверждал это в отношении неврозов. Современ­ная психиатрия, включая учение о неврозах, нуждается в серьез­ной работе над своими теоретическими основами. Если освеще­ние ее проблем с биологической, физиологической, биохимиче­ской, патофизиологической сторон стоит на твердом основании, то в области именно психопатологической, в области проблем соотношения мозга и психики, в области изучения роли личности в возникновении, течении и исходе болезненного состояния есть еще большие и неразработанные вопросы.

Если начало 50-х годов XX в. характеризовалось подъемом теории нервизма, то сейчас в этом вопросе мы видим неоправ­данное сутью дела охлаждение. Это охлаждение однако не слу­чайно. Оно вытекает из того, что пропаганда принципов нер­визма отставала от конкретных знаний в этом вопросе, а также из того, что к многообразию сложнейших соотношений нервного и соматического применялись слишком общие, простые и до­вольно однообразные толкования, и эта стереотипная комбина­ция нескольких понятий была явно недостаточна для понимания

7 «Проблема отношений в психологии индивидуальных различий»; «Про­блема психологического типа в свете учения И. П. Павлова»; «О потребностях как отношениях человека». См. также нашу совместно с А. Г. Ковалевым ра­боту «Психические особенности человека», т. I. Характер, 1957, т. II. Способ­ности, 1960. Л., Изд. ЛГУ.

гло/isiioii иерархии механизмов невро-психической и невро-сома-шчгемж динамики у человека. Здесь очень остро ощущалась и ощущается необходимость творческого развития физиологии высшей нервной деятельности человека. В области психиатрии наряду с той*же проблемой нервно-мозгового и соматического особенно ясно выступала проблема психического и мозгового. Последовательный нервизм в применении к человеку основы­вается на синтезе наших сведений о деятельности психики, мозга и организма. В сущности здесь не три компонента, а два - пси­хика и организм, так как мозг представляет часть организма. Но психика, как функция мозга, т. е. функция части организма, является той стороной, через которую осуществляется все много­образие влияний на- организм внешнего,мира, и прежде всего социальной действительности.

Влияние внешнего мира - индивидуально-социальный опыт - формирует сложные динамические , системные функцио­нальные образования мозга, которые у человека в их социально-психологической стороне объемлются понятием личности.

Если понятие личности в психологии недостаточно развито, то ясно, что в медицине соматической оно отсутствует. Однако, отнюдь не случайно, что в одной из крупных попыток клинико-теоретического синтеза в книге «Общая и частная патология личности» известного интерниста Крауза 8 мы встречаемся с уже ясным сознанием роли понятия личности для внутренней меди­цины, хотя рассмотрение им вопроса имеет энциклопедически-эклектический характер. Развитое за рубежом, но ориентирую­щееся на психоанализ психосоматическое направление не имеет научной основы и, хотя имеет огромный материал наблюдений, но факты здесь так перемешиваются с психоаналитическим тол­кованием, что из этого трудно вылущить убедительные научно положительные данные. Как известно, в медицине с древних веков боролись два направления - «соматиков», представляв­ших материалистически-механическое течение, и «психиков», представлявших направление идеалистическое. Психосоматиче­ское течение представляет современных «психиков». Современ­ными «соматиками» являются те представители медицины, кото­рые удовлетворяются сравнительно элементарными данными физиологии и игнорируют роль сложных нервных (психических) образований и процессов в жизни человека.

Большое влияние на разработку проблемы неврозов оказал В.Н. Мясищев, который считал, что невроз: "…это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающими болезненно тягостные для нее переживания: неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невосполнимой утраты. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезинтеграцию личности". Основная значимость в возникновении невроза Мясищевым В.Н. предавалась психологическим параметрам личности. Он рассматривал три основные типа невротических конфликтов: истерический, обсессивно-психастенический и неврастенический.

В 30-40-е годы в Ленинграде была разработана патогенетическая психотерапия, теоретическую основу которой составила психология отношений Мясищева (1893-1973). На основании психологии отношений Мясищев в 1939 г. сформулировал клинико-патогенетическую концепцию неврозов, согласно которой основным патогенным звеном в возникновении невротических расстройств выступают противоречия в тенденциях и возможностях личности с требованиями и возможностями, предоставляемыми средой и воспринимаемые личностью как неразрешимые.

Психологическая концепция. В рамках этого подхода личность рассматривается как система отношений индивида с окружающей средой, как целостная, организованная система активных, избирательных, социальных и сознательных связей с реальной действительностью. Центральное место в этом определении занимает понятие «отношение». Психологическая категория отношения понимается как внутреннее субъективное отношение, формирующееся под влиянием отношений реального мира на основе психических свойств человека как индивида. Именно внутренне субъективные отношения характеризуют личность конкретного человека, его неповторимую индивидуальность. Отношения являются ядром личности, они представляют собой внутренние условия, преломляющие и опосредующие воздействия извне. Мясищев выделял три группы отношений : отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к миру объектов и явлений. Каждое отношение характеризуется тремя компонентами: когнитивным, эмоциональным и поведенческим. Когнитивный компонент содержит информацию об объекте отношения, эмоциональный - степень привлекательности, желательности или непривлекательности, нежелательности этого объекта, эмоциональное отношение к нему, поведенческий - содержит способы поведения и взаимодействия с данным объектом. Отношения личности, определенным образом связанные между собой, образуют систему отношений, которая иерархизована у каждого человека индивидуально, все отношения, входящие в состав системы, имеют различную значимость для человека, что связано с историей развития его личности. Система отношений задает определенные способы поведения, играет направляющую и динамизирующую роль в целостном поведении человека.

Концепция невроза. Патогенетическая концепция рассматривает невроз как психогенное расстройство , возникающее в результате нарушения особо значимых для личности отношений и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Нарушения отношений можно в самом общем виде охарактеризовать как искажение когнитивного компонента вследствие его неосознанности или недостаточной степени осознания и чрезмерное преобладание эмоционального компонента, что приводит к неадекватности отношения, и оно уже не может обеспечивать адекватную регуляцию поведения. Понимание невроза как психогенного заболевания, в этиопатогенезе которого прослеживается психологически понятная связь между возникновением нарушений, клинической картиной и ее динамикой, с одной стороны, и особенностями системы отношений, личностными особенностями, а также характером и динамикой психотравмирующей патогенной ситуации, с другой, определяет ориентацию психотерапевтических воздействий на коррекцию личности и реконструкцию ее нарушенных отношений.

Главная характеристика личности, по Мясищеву, - система ее отношений, прежде всего отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях на базе физиологической деятельности мозга. Эти отношения представляют преимущественно сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни, которая выражается в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношения характеризуют степень интереса, интенсивность эмоций, желания и потребности, поэтому они и являются движущей силой личности. Выступающим в качестве важнейшего структурообразующего компонента во взаимосвязи с другими психическими явлениями - психическими процессами, свойствами и состояниями - отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивость или неустойчивость, широта или узость, рациональная или эмоциональная обусловленность и др. Личность проявляется в разных областях, и прежде всего в социальных отношениях и взаимоотношениях, отношениях в семье, на производстве, к труду и др. В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе. Значимость последнего определяется тем, что отношение к себе - один из компонентов самосознания (самосознание: самопонимание, самооценка, саморегуляция). Именно отношение к себе, будучи наиболее поздним и зависимым от всех остальных, завершает становление системы отношений личности и обеспечивает ее целостность. В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, они становятся типичными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями.

Психология отношений, являясь специфической концепцией личности, имеет существенное значение при исследовании проблем нормального и патологического формирования личности, происхождения болезней и механизмов их развития, особенностей их клинических проявлений, лечения и предупреждения.

Патогенной основой различных форм неврозов, согласно представлениям Мясищева, являются противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, - с другой. Невротические расстройства могут возникать в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают обобщенные, особо значимые, эмоционально насыщенные отношения личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к действительности. Индивидуальные особенности таких отношений обусловливают ее невыносливость в той или иной ситуации. Мясищевым были уточнены типичные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов: почвой для истерии служит столкновение стремлений эгоцентрической личности с требованиями действительности; неврастения развивается при непосильных требованиях личности к себе, не противоречащих общественным нормам; невроз навязчивых состояний возникает у личности, неспособной разрешить свои внутренние противоречия, обычно в ситуации, требующей выбора в вопросах этики. В каждом конкретном случае патогенное противоречие имеет индивидуальное, конкретное содержание, выявление которого очень важно для психотерапии.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. М. БЕХТЕРЕВА

В. Н. МЯСИЩЕВ

ЛИЧНОСТЬ

И НЕВРОЗЫ

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1960

Книга посвящена вопросам личности как педагогической и ме­дицинской проблеме. Личность освещается с позиций марксизма-ленинизма, физиологического учения И. П. Павлова и советской материалистической психологии. На основе учения о личности и отношениях человека рассматривается ряд важнейших психолого-педагогических вопросов: о потребностях, способностях и склонно­стях, индивидуальных особенностях, психологических типах.

В центре медицинских работ стоит проблема неврозов, пред­ставляющая социальный, физиологический и психологический инте рес. Рассматриваются также вопросы неврозов и других аномалий детского возраста, дифференциальной диагностики неврозов, их отграничения от сходных состояний, связи неврозов и соматических нарушений, психотерапии, трудовой терапии, профилактического направления в связи с проблемой неврозов.

Книга представляет интерес для психологов, педагогов и врачей (не только невропатологов, но и других специальностей), а также для студентов педагогических и медицинских институтов.

Книга удостоена премии имени В. М. Бехтерева за 1960 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящей книге объединен ряд наших работ, посвящен­ных проблемам личности, неврозов и некоторых пограничных с ними болезненных состояний. Эти работы были опубликованы и разных изданиях в период с 1935 по 1960 г. и предназначались для психологов, педагогов и врачей-психоневрологов. Вновь написаны лишь первая и последняя статьи в качестве введения и заключения. За рубежом проблема личности освещается, главным образом, с конституционально-биологических, психо­аналитических и индивидуально-психологических позиций. У нас ее научной разработке уделяется совершенно недостаточное внимание, несмотря на то что задачи воспитания нового человека коммунистического общества занимают огромное место в нашей общественной и педагогической практике и литературе.

В нашей медицине проблема личности почти совсем не разра­батывается, даже в психоневрологии, хотя, казалось бы, уже одно требование чуткого врачебного подхода к больному пред­полагает правильное понимание личности человека.

Наши многолетние исследования позволили установить, что важнейшей характеристикой личности является система ее созна­тельных жизненных отношений как в норме, так и в патологии. Эта позиция основана на принципе диалектико-материалистиче-ского единства общественно-исторической и естественноистори­ческой обусловленности личности и коренным образом отли­чается от современных зарубежных реакционных учений о так называемых «межличностных отношениях».

Работы, написанные и доложенные в разное время и адресо­ванные разным читателям и слушателям, неизбежно содержат некоторые повторения, которые не были устранены, чтобы сильно не изменять первоначального текста.

Работы расположены не в хронологическом порядке, а по возможности по связи их содержания.

Мы надеемся, что издание в одной книге ряда наших работ в этой области будет содействовать широкому ознакомлению с ними психологов, врачей и педагогов и развитию дальнейших исследований. Мы будем благодарны за критические замечания читателей, надеясь ими воспользоваться в дальнейшей работе. Выражаем сердечную благодарность за помощь в подготовке книги к изданию Р. А. Зачепицкому.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ЗНАЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ

Огромные успехи современного естествознания, в первую оче­редь физики, химии и основанной на них техники, создают у не­которых людей впечатление, что достижения естествознания и техники являются единственным показателем и условием обще­ственного прогресса.

При всем огромном значении этих достижений человеческой деятельности мы подчеркиваем опасность недооценки дру­гих сторон человеческой деятельности. Иногда говорят: совре­менные люди несравненно больше знают и умеют, чем их предки, но стали ли они лучше или счастливее? Это, конечно, зависит от социальной структуры общества, но не непосредственно от со­стояния техники. Нельзя не обратить внимания на то, что огром­ные успехи естествознания, техники и культуры в послереволю­ционной России показали их явную зависимость от социальной системы, которая создана на основе учения марксизма-ленинизма. С социальными условиями связаны возможности человека как преобразователя природы, как создателя всякой, в том числе естественной, науки и техники. Отсюда неизбежно возникает мысль, не нужно ли и не важно ли знать природу самого чело­века, прежде всего человека как деятеля, для его всестороннего усовершенствования?

Наука об обществе не исключает науки о человеке. А. М. Горь­кий говорил о «человековедении», но антропология как буржуаз­ная наука о человеке была у нас подвергнута справедливой критике. Однако проблема изучения человека остается. Она разрабатывается советской антропологией, основанной на науч­ной теории общества, созданной основоположниками марксизма-ленинизма. Неоднократно указывалось, что в настоящее время

участками наиболее активного роста науки являются про­блемы, пограничные между несколькими областями знания. Уче­ние о человеке, или антропология, и является такой наукой, в которой скрещиваются проблемы естественных и обществен­ных наук.

Той частью антропологии, которая изучает человека в наибо­лее характерных для него, отличающих его от животного свой­ствах, является психология, изучающая не только отражатель­ную, но и творчески преобразовательную деятельность человека. Марксистская философия учит, что «сознание... не только отра­жает объективный мир, но и творит его» .

Одинаково грубой ошибкой с точки зрения марксизма является отрицание сознания, отрицание его познаваемости, отрицание его действенной роли и приписываемая ему роль только эпифеномена. Между тем этих позиций еще придержи­ваются не только многие зарубежные ученые, но и некоторые наши, считающие себя марксистами, но рассматривающие психо­логию как выражение субъективизма и идеализма или, в лучшем случае, полузнания, еще не достигшего уровня научной зрелости. Понятно, что особенно сложные, тонкие, трудно улавливаемые проблемы психики человека достигают зрелости позже других наук. Тем не менее повседневная действительность требует издавна образовательно-воспитательной работы с человеком.

Социальные науки и общественные требования ставят перед нами задачи воспитания, но обоснование методов решения этих задач остается еще недостаточным. Физиология объясняет--моз­говые процессы, лежащие в основе поведения и деятельности человека, но как формируется каждый человек прежде всего как личность, каково существо личности и законы ее развития, об этом, конечно, не говорят ни социальные науки, ни физиоло­гия. Это является предметом психологии. Опираясь на ее дан­ные, педагогика разрабатывает вопросы об общих, типичных, и индивидуальных приемах воспитания и образовательной работы.

Психология основывается на социальных и биологических науках, но не сводится к ним. Всякая попытка ограничить ее одной только социальной или биологической областью является метафизической ошибкой. Объектом ее является своеобразный синтез обеих указанных групп дисциплин. Этот синтез представ­лен не формальнологическим исключением или социального, или биологического, но диалектическим единством того и дру­гого. Едва ли есть необходимость ставить вопрос, существует лц психология, если существуют своеобразные категории психиче­ских фактов.

Современная советская, иначе научная, психология, опираясь на марксистско-ленинское учение, сформулировала свои прин­ципиальные и методические позиции. Однако она страдает еще

1 В. И. Ленин Соч., т. 38, стр. 204.

недоразвитием, и существенным пробелом ее является то, что психика рассматривается преимущественно как процессы, но носитель их - личность - изучается недостаточно. Деятельность исследуется в отрыве от деятеля. Объект - процессы психиче-(кой деятельности - изучается без субъекта - личности. Хотя I» ряде работ справедливо указывается на единство личности и деятельности, но реализация этого положения еще не удовле­творяет требованиям науки и практики.

Огромная зарубежная буржуазная литература вопроса столь же велика, сколь ошибочна ее теоретическая и методоло­гическая база. Наша литература в этом вопросе, ориентируясь на марксистские позиции, еще крайне бедна. Причина этого контраста ясна. В учении о личности заинтересованность господ­ствующей политической верхушки капиталистического общества очень велика, и здесь искажающее влияние тенденциозного осве­щения всех вопросов сказывается с величайшей силой. Наша психология выросла"в борьбе материализма против идеализма. Преодолевая лженаучные буржуазные учения, она освещала прежде всего вопросы более простые, легче доказуемые и более доступные для позитивного, материалистического, физиологиче­ского объяснения. Наиболее ярко это выразилось в объективной психологии, потом рефлексологии В. М. Бехтерева. Под его влия­ние в значительной мере попал К. Н. Корнилов, который, кон­струируя реактологию, пытался сочетать классический метод экспериментальной психологии с учением о рефлексах. При объективном и материалистическом характере этого направле­ния существенным дефектом его явилось сведение сложного к простому.

Дальнейшие усилия материалистической психологии были направлены на то, чтобы, объективно изучая личность, раскрыть процесс развития человека как возникновение новообразований в его сложной, высшей нервной, иначе психической, деятельности (Л. С. Выготский).

В этих поисках изучение процессуальной стороны психиче­ской деятельности обогнало изучение личности, но возникла до сих пор не преодоленная трудность: изучалась конкретная дея­тельность абстрактной личности. Это расхождение можно объяс­нить со значительной долей вероятности. Сложность изучаемого процесса и его объем мы можем регулировать. Мы можем созда­вать процессы, ставя разные задачи перед личностью, процесс и значительной мере определяется нами. Но, личность мы не можем как-то искусственно ограничить. Во всей ее сложности и многообразии, в целом она выявляется во всякой деятельности, определяясь в каждой реакции всей независящей от нас и часто недоступной нам историей ее прошлого. Изучая процесс деятель­ности, мы регистрируем факты, правильное объяснение которых фебует знания личности как сложного принципиального образо-иаиия, как интегрального результата истории всех прошлых про-

net гон, пмлпнпдуалыюго опыта. Поэтому знание процессов без пинии личности представляет в известной мере самообман.

Признавая сложность исследования личности, мы вынуждены, нес же работать над тем, чтобы преодолеть безличное, хотя и. объективное, изучение процессов деятельности и поведения чело-, века, опираясь на предварительное определение самого понятия, личности. Это мы делали в ряде работ, часть которых здесь. публикуется.2 Мы указываем на необходимость конкретно-психо­логического рассмотрения личности, опираясь на положения марксизма о сущности человека как совокупности общественных отношений, о единстве объекта и субъекта, о конкретно-истори­ческом изучении личности в процессе и в результате ее развития в условиях определенного общества.

Личность представляет сложное целое, но функциональная психология разлагала психическое целое на части, на психиче­ские функции. Процессы психической деятельности, изучением которых у нас заменили психические функции, представляют разные по характеру функциональные психические структуры, при анализе распадающиеся на безличные элементы.

Изучение сложного целого по частям неизбежно, но оказы­вается продуктивным при условии, что его элементы одновре­менно выражают это целое. Элементом, соответствующим этому требованию, является понятие отношения личности, или психи­ческого отношения человека. Этим понятием пользовались наши учителя - В. М. Бехтерев и А. Ф. Лазурский. Оно имеет известное распространение за рубежом, хотя там освещается с чуждых нам позиций. В связи с этим ряд наших работ посвя­щен понятию отношения человека,3 а также связи понятий пси­хические функции и отношения.4

Рассматривая понятие отношений человека с позиций физио­логии высшей нервной деятельности,5 мы сделали попытку осве­тить его на основе взглядов основоположников марксизма-ленинизма.6 В связи с этим мы рассмотрели в плане личности и ее отношений ряд психологических проблем. Сюда относятся проблемы индивидуально-психологических особенностей харак-

2 См. «Проблема личности и советская психология». Проблемы личности мы также касаемся в совместной с А. Г. Ковалевым работе «Психические особенности человека», Изд. ЛГУ, т. I, 1957, т. II, 1960. См. также наш доклад по проблеме личности в Трудах конференции по проблеме личности, а также посвященные этому вопросу доклады В. Н. Колбановского, А. Н. Веденова, К- Н. Корнилова и др. *(М., Изд. АПН РСФСР, 1958).

3 См. «Проблема отношений человека и ее место в психологии». Здесь и в дальнейшем приводятся названия статей настоящего сборника.

4 См. «Психические функции и отношения»; «Психология отношений и физиология мозга».

5 См. «Проблемы психологии человека в свете учения И. П. Павлова об отношении организма в среде».

6 См. «Проблемы психологии в свете взглядов классиков марксизма-ленинизма на отношения человека».

H"p.i и психологического типа, способностей и проблемы потреб­ностей и склонностей.

Значение личности велико не только в теории, но и на прак-1Пко. Практическое взаимодействие с людьми требует умения считаться с личностью другого человека и умения учитывать ее особенности.7

Необходимо бороться с обезличкой в подходе к человеку и имеете с тем с гипертрофированным признанием и переоценкой роли отдельной личности.

Специальное внимание нами уделяется проблеме личности и связи с задачами медицинской теории и практики и, главным образом, в связи с проблемой изучения, лечения и предупрежде­ния неврозов. Это обусловлено тем, что при неврозах в наиболь­шей полноте личность взрослого человека может стать доступной "ошанию другого человека. От врача нет тайн, а, следовательно, он по сравнению с представителями других профессий обладает нозможностью более глубокого познания личности, ее мотивов и переживаний. Вместе с тем существенные материалы для изу­чения организма и психики доставляет сравнительное исследова­ние нормы и патологии. Данные патологии личности, освещаясь учением о нормальной личности, вместе с тем содействуют уяснению ряда вопросов нормальной психологии, особенно при неврозах, где черты личности скорее заострены, чем извращены или разрушены болезнью, как в психозе.

В. М. Бехтерев полагал, что психозы представляют болезни личности. Рибо утверждал это в отношении неврозов. Современ­ная психиатрия, включая учение о неврозах, нуждается в серьез­ной работе над своими теоретическими основами. Если освеще­ние ее проблем с биологической, физиологической, биохимиче­ской, патофизиологической сторон стоит на твердом основании, то в области именно психопатологической, в области проблем соотношения мозга и психики, в области изучения роли личности в возникновении, течении и исходе болезненного состояния есть еще большие и неразработанные вопросы.

Если начало 50-х годов XX в. характеризовалось подъемом теории нервизма, то сейчас в этом вопросе мы видим неоправ­данное сутью дела охлаждение. Это охлаждение однако не слу­чайно. Оно вытекает из того, что пропаганда принципов нер­визма отставала от конкретных знаний в этом вопросе, а также из того, что к многообразию сложнейших соотношений нервного и соматического применялись слишком общие, простые и до­вольно однообразные толкования, и эта стереотипная комбина­ция нескольких понятий была явно недостаточна для понимания

7 «Проблема отношений в психологии индивидуальных различий»; «Про­блема психологического типа в свете учения И. П. Павлова»; «О потребностях как отношениях человека». См. также нашу совместно с А. Г. Ковалевым ра­боту «Психические особенности человека», т. I. Характер, 1957, т. II. Способ­ности, 1960. Л., Изд. ЛГУ.

гло/isiioii иерархии механизмов невро-психической и невро-сома-шчгемж динамики у человека. Здесь очень остро ощущалась и ощущается необходимость творческого развития физиологии высшей нервной деятельности человека. В области психиатрии наряду с той*же проблемой нервно-мозгового и соматического особенно ясно выступала проблема психического и мозгового. Последовательный нервизм в применении к человеку основы­вается на синтезе наших сведений о деятельности психики, мозга и организма. В сущности здесь не три компонента, а два - пси­хика и организм, так как мозг представляет часть организма. Но психика, как функция мозга, т. е. функция части организма, является той стороной, через которую осуществляется все много­образие влияний на- организм внешнего,мира, и прежде всего социальной действительности.

Влияние внешнего мира - индивидуально-социальный опыт - формирует сложные динамические, системные функцио­нальные образования мозга, которые у человека в их социально-психологической стороне объемлются понятием личности.

Если понятие личности в психологии недостаточно развито, то ясно, что в медицине соматической оно отсутствует. Однако, отнюдь не случайно, что в одной из крупных попыток клинико-теоретического синтеза в книге «Общая и частная патология личности» известного интерниста Крауза 8 мы встречаемся с уже ясным сознанием роли понятия личности для внутренней меди­цины, хотя рассмотрение им вопроса имеет энциклопедически-эклектический характер. Развитое за рубежом, но ориентирую­щееся на психоанализ психосоматическое направление не имеет научной основы и, хотя имеет огромный материал наблюдений, но факты здесь так перемешиваются с психоаналитическим тол­кованием, что из этого трудно вылущить убедительные научно положительные данные. Как известно, в медицине с древних веков боролись два направления - «соматиков», представляв­ших материалистически-механическое течение, и «психиков», представлявших направление идеалистическое. Психосоматиче­ское течение представляет современных «психиков». Современ­ными «соматиками» являются те представители медицины, кото­рые удовлетворяются сравнительно элементарными данными физиологии и игнорируют роль сложных нервных (психических) образований и процессов в жизни человека.

Диалектико-материалистическое понимание снимает противо­речия механо-материализма и идеализма и синтезирует на под­линно научной материалистической основе материальное и иде­альное.

Диалектико-материалистическая теория в медицине снимает противоречия «психиков» и «соматиков» и осуществляет синтез их на основе материалистической науки. Эта теория медицины

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Мясищев В.Н. Книга посвящена вопросам личности как педагогической и медицинской проблеме. Личность освещается с позиций марксизма-ленинизма, физиологического учения И. П. Павлова и советской материалистической… - ЁЁ Медиа, - 1960
    1691 бумажная книга
    В.Н. Мясищев Книга посвящена вопросам личности как педагогической и медицинской проблеме. Личность освещается с позиций марксизма-ленинизма, физиологического учения И. П. Павлова и советской материалистической… - Книга по Требованию, 2012
    1902 бумажная книга
    Отсутствует Журнал по практической психологии, в котором можно найти советы на все случаи жизни. На страницах журнала ведущие эксперты в области психологии и психотерапии рассказывают о том, как добиться успеха… - ИД «НООСФЕРА», Журнал «Наша психология» 2012 электронная книга 2012
    60 электронная книга
    Петрушин Андрей "Дети VS Родители. Советы психиатра" . Эта книга - не набор рецептов для создания счастливой жизни. Это попытка обратить внимание родителей на причины возникновения психологических заболеваний… - Весь, - 2018
    677 бумажная книга
    Горд Егор Ты живешь своей обычной жизнью. У тебя все складывается ровно так, как хочет того твоя судьба, окружающие тебя люди, но не так, как хочешь ты. Кого ты хочешь обмануть своей резиновой улыбкой?Я же… - АСТ, 2019
    521 бумажная книга
    Горд Егор Ты живешь своей обычной жизнью. У тебя все складывается ровно так, как хочет того твоя судьба, окружающие тебя люди, но не так, как хочешь ты. Кого ты хочешь обмануть своей резиновой улыбкой?Я же… - АСТ, Звезда соцсети 2019
    352 бумажная книга
    Егор Горд Ты живешь своей обычной жизнью. У тебя все складывается ровно так, как хочет того твоя судьба, окружающие тебя люди, но не так, как хочешь ты. Кого ты хочешь обмануть своей резиновой улыбкой? Я же… - ИЗДАТЕЛЬСТВО`АСТ`, Звезда соцсети. Подарочное издание 2019
    455 бумажная книга
    Егор Горд Автор этой аудиокниги поставит стул в твоей голове, сядет на него и будет все время с тобой. Ты живешь своей обычной жизнью. У тебя все складывается ровно так, как хочет того твоя судьба, окружающие… - Аудиокнига, аудиокнига можно скачать 2019
    249 аудиокнига
    Егор Горд Ты живешь своей обычной жизнью. У тебя все складывается ровно так, как хочет того твоя судьба, окружающие тебя люди, но не так, как хочешь ты. Кого ты хочешь обмануть своей резиновой улыбкой?Я же… - Издательство АСТ, Звезда соцсети электронная книга 2019
    329 электронная книга

    См. также в других словарях:

      Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как… … Большая советская энциклопедия

      Личность - I Личность Понятие «личность» отражает представление прежде всего о живом конкретном индивиде, реальном человеке, обладающем сознанием, мировоззрением и имеющем определенный социальный статус. Оно может быть отнесено только к сознательному,… … Медицинская энциклопедия

      НЕВРОЗЫ - у детей, группа функциональных нервно психич. расстройств, проявляющихся в специфич. симптомах при отсутствии грубых органич. изменений нервной системы. В совр. психиатрии Н. относят не к собственно психич. заболеваниям, а к «пограничным»… …

      НЕВРОЗЫ у детей - группа функциональных нервно психич. расстройств, проявляющихся в специфич. симптомах при отсутствии грубых органич. изменений нервной системы. В совр. психиатрии Н. относят не к собственно психич. заболеваниям, а к «пограничным» расстройствам.… … Российская педагогическая энциклопедия

      Неврозы(у детей) - группа функциональных нервно психических расстройств, проявляющихся в специфических симптомах при отсутствии грубых органических изменений нервной системы. В современной психиатрии Н. относят не к собственно психическим заболеваниям, а к… … Педагогический терминологический словарь

      Новейший философский словарь

      ВЕЛИКИЕ НЕВРОЗЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - наиболее распространенные и значимые формы современных неврозов, к которым относятся: 1) невроз навязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой); 2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием); 3) невроз покорности (автоматический … Социология: Энциклопедия

      Мясищев, Владимир Николаевич - (1893 1973) Российский психолог. Окончил медицинский факультет Психоневрологического института. С 1919 года он начал работать в этом же институте (позже Институт им. В.М. Бехтерева) как научный сотрудник, клиницист, исследователь,… … Кто есть кто в российской психологии

      ПАТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ МЯСИЩЕВА - На становление психотерапии в нашей стране существенное влияние оказала концепция патогенетической психотерапии. Основные положения ее как системы личностно ориентированной психотерапии были сформулированы на основе «психологии отношений» …

      Проблема общения в трудах Мясищева В. Н. - В. Н. Мясищев одним из первых в отеч. психологии проанализировал психол. сущность О., выйдя за пределы речевых коммуникаций. Были выделены главные содержательные и формальные характеристики процесса О., к рый рассматривался как процесс… … Психология общения. Энциклопедический словарь

      МЯСИЩЕВ - Владимир Николаевич (1893 1973). Видный русский ученый, психиатр и психолог. С момента окончания в 1919 г. Психоневрологического института в Петрограде и до последнего дня жизни его научная деятельность была связана с Санкт Петербургским… … Психотерапевтическая энциклопедия