Сергей есенин. ЕГЭ по литературе. Биографии Есенин егэ по литературе

Какие чувства к Родине испытывает лирический герой?

В стихотворении «Запели тесаные дроги…» лирический герой описывает красоты России. Обращаясь к родной земле, герой использует прием олицетворения («запели тесаные дроги», «бегут равнины и кусты», «синь, упавшая в реку»), что говорит о его невероятной привязанности к Родине, которой он очень дорожит. Лирический герой предчувствует грядущие изменения в стране, о чем говорит следующая строка: «Ты на туманном берегу». Однако он не может не верить в светлое будущее страны и, скованный «цепями» любви к России, чувствует огромную зависимость от нее. Для героя нет ничего милее «малинового поля» и звона «родных степей», которые вызывают в нем «теплую грусть», светлое, доброе чувство. Таким образом, Родина заставляет героя чувствовать целую палитру чувств.

В каких произведениях русских поэтов выражается их отношение к Родине и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением С.А. Есенина «Запели тесаные дроги…»?

Отношение к Родине выражается в таких стихотворениях, как «Родина» М.Ю. Лермонтова и «Россия» А.А. Блока.

Лирический герой Лермонтова называет свою любовь «странною», и действительно, это необычная любовь: как и в стихотворении Есенина, герой любит Родину именно естественной любовью, основанной на внутренней связи русского человека с русской природой. Лермонтов пишет: «Ни слава, купленная кровью, …/Ни темной старины заветные преданья/ Не шевелят во мне отрадного мечтанья…».

Гораздо ближе его сердцу «степей холодное молчанье» и «лесов безбрежных колыханье», которые и вызывают искреннюю любовь к Родине. Так же и любовь лирического героя Есенина связана с внутренней связью с природой.

В стихотворении «Россия» Блок пишет о трудностях, выпавших на долю страны. Однако, по мнению поэта, ни нищета, ни злодеяния не сломят ее: «Не пропадешь, не сгинешь ты». Подобным же образом и Есенин пишет о несчастьях, с которыми Россия должна столкнуться. Тем не менее, оба поэта готовы разделить с ней эту участь иоба искренне верят, что после всех трудностей их Родину ждет светлое будущее.

Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?

В стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…» лирический герой размышляет о своей уходящей жизни. Предчувствуя свою гибель, он будто бы прощается со всем живым, однако смерти не страшится. Герой крепко связан с миром природы, именно поэтому он испытывает глубокую тоску от того, что ему придется проститься с милыми его сердцу березовыми чащами, осинами и нивами. Герой поистине умеет видеть красоту мира и наслаждаться мелочами, чувствуя себя счастливым лишь от того, что он «мял цветы», «валялся на траве», ни разу не обижал животных и целовал женщин. Он ценит находящихся рядом с ним людей и дорожит ими, зная, что скоро придется расстаться с ними. Прощаясь с жизнью, он не вспоминает все худшее, а наоборот, проникается любовью ко всему окружающему, что описывает его как человека тонкого и чувственного.

В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением?

Тема жизни и смерти звучит в таких произведениях, как стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова и стихотворение «Пригвождена» М.И. Цветаевой.

В своем стихотворении Лермонтов, как и Есенин, подводит итоги своего творчества и готовится к предстоящему пути. Однако в отличие от Есенина, Лермонтов не оглядывается назад на прошлую жизнь: «И не жаль мне прошлого ничуть…», так как он уже ничего не ждет от жизни.

В стихотворении «Пригвождена» Цветаева, подобно Есенину, размышляет о прожитой жизни. Она обращает внимание на единственное, что у нее осталось в жизни – «горстка пепла». Как и стихотворение Есенина, цветаевское стихотворение проникнуто нотками печали и тоски, ведь они оба предчувствуют скорую кончину.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания

«Мы теперь уходим понемногу» С.А. Есенин

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле...

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

1924

1. Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении (грустное философское размышление о смысле бытия).

2. В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приема.

3. В четвертой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало:

Много дум я в тишине продумал, /Много песен про себя сложил,

Как называется эта стилистическая фигура?

4. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

5. Укажите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу...» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

6. Каким предстает внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина? (5-10 предложений)

7. В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чем они перекликаются с есенинским стихотворением? (5-10 предложений )

Сергей Есенин (1895-1925)

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в семье крестья­нина Александра Никитича Есенина. Родители поэта долгое время жили врозь, и поэтому в детстве Сергей Есенин око­ло шести лет воспитывался в доме деда и бабки по матери, о которых он с любовью вспоминает в своих стихах и автобиографии. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Учился Есенин в сельской начальной школе, затем в за­крытой второклассной учительской школе церковно-семинарского типа в Спас-Клепиках. Весной 1912 г. Есенин при­езжает в Москву. Его отец в то время работал приказчи­ком в лавке замоскворецкого купца Крылова. Хозяин со­гласился взять сына приказчика в контору при лавке, но вскоре, поссорившись с хозяином, юноша уходит не только из лавки, но и от отца. В поисках своего пути в литерату­ре Есенин входит в московский литературно-музыкальный кружок имени Сурикова. Посещающие кружок рабочие ти­пографии Сытина помогают ему устроиться подчитчиком в корректорской. В 1913-1914 гг. Есенин посещает лекции в народном университете Шанявского, много читает (Белин­ского, Некрасова, Гоголя, Кольцова). За участие в стачечном движении типографских рабочих он попадает под надзор полиции. Осенью 1914 г. Есенин становится секретарем ре­дакции журнала «Друг народа», подготовленного суриковским кружком. Написана для журнала антивоенная поэма «Галки». Поэма была конфискована полицией еще в набо­ре. В первом и единственном номере «Друга народа» Есе­нин поместил стихотворение «Узоры». Еще ранее, в 1914 г., в детских журналах «Доброе утро» и «Мирок» появились его первые стихи.

Начинающий поэт стремится в Петербург, в «большую литературу». Приехав в столицу, прямо с вокзала он отправ­ляется со своими стихами на квартиру к Блоку. Блок вы­слушал Есенина, отобрал несколько стихотворений для печа­ти и познакомил его с С. Городецким, Н. Клюевым и другими. Есенин сблизился с кружком С. Городецкого, часто бывал в «Привале комедиантов», был благосклонно принят в сало­нах 3. Гиппиус и графини Клейнмихель, а также в подвалах артистов и библиоманов, в кабаках и фешенебельных ресто­ранах, за кулисами театров. В 1915 г. в журнале «Северные записки» было опубликовано первое по-настоящему «есенин­ское» стихотворение - «Русь» (1914), в котором наиболее полно отразилось художественное кредо молодого поэта.

15. В чем особенность воплощения темы поэтического памятника в стихотворении С.А. Есенина?

В данном стихотворении Есенина лирический герой, стоя у памятника Пушкину, восхищается им. При этом он обращается непосредственно к поэту, будто бы ведя с ним разговор в реальной жизни. Также он сравнивает себя с ним, отмечая, что оба они повесы. Лирический герой Есенина надеется, что так же, как хулиганские поступки Пушкина не повлияли на его славу, так же и он войдет в историю своим творчеством, хоть и понимает, что это мечта, к которой нужно будет долго идти. Именно в этом выражается особенность темы поэтического памятника в стихотворении «Пушкину».

16. Кто из русских поэтов обращался в своих произведениях к литературным предшественникам или современникам и в чем эти произведения созвучны есенинскому стихотворению?

К литературным предшественникам и современникам обращались в своих стихотворениях такие поэтессы, как А.А. Ахматова в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и М.И. Цветаева в стихотворении «Имя твое – птица в руке…».

В стихотворении Ахматовой, как у и Есенина, лирическая героиня обращается к Пушкину. Она с нежностью и теплом пишет о том, как слышит его «шелест шагов», замечает его образ в деталях: «Здесь лежала его треуголка / И растрепанный том Парни». Лирические герои обоих произведений будто чувствуют рядом с собой дух Пушкина, его присутствие.

Блок, которому посвящено стихотворение Цветаевой, был одним из любимых поэтов писательницы. Она пишет: «В легком щелканье ночных копыт / Громкое имя твое гремит». Лирическая героиня стихотворения, как и у Есенина, понимает недосягаемость поэта: «Имя твое – ах нельзя!». Тем не менее, и Пушкин, и Блок вызывают у лирических героев очень сильное чувство восхищения.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925) - поэт.

Родился Есенин в крес­тьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, со­ставлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), кото­рый он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, при­рода средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классичес­кая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есе­нин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полку Игореве», поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.

Из писем Есенина 1911 -1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэти­ческом мире его лирики 1910-1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Здесь выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к родине («Выткался на озере алый свет зари...», «Дымом половодье...», «Береза», «Весенний вечер», «Ночь», «Восход солнца», «Поет зима - аукает...», «Звезды», «Темна ноченька, не спится...» и др.).

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции . Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начи­нают занимать библейские образы, христианские мотивы.

В 1915 году Есенин приезжаете Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница» , в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910- 1915 годах. Творчество поэта 1914-1917 годов сложно и противоречиво («Микола», «Егорий», «Русь», «Марфа По­садница», «Ус», «Исус-младенец», «Голубень» и др.). Осно­вой есенинского мироздания является изба со всеми ее атрибутами. Избы, окруженные дворами, огороженные плетнями и связанные друг с другом дорогой, образуют деревню. А деревня, ограниченная околицей, - это и есть есенинская Русь, которая отрезана от большого мира леса­ми и болотами.

Герой лирики Есенина молится «дымящей земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной боль­шой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве ».

В дореволюционном поэтическом мире Есенина Русь многолика: «задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и веселая, справляющая «праздники побед­ные». В стихотворении «Не в моего ты бога верила» (1916) поэт зовет Русь - «царевну сонную», находящуюся «на туманном берегу», к «веселой вере», которой теперь при­вержен он сам. В стихотворении «Тучи с ожереба...» (1916) поэт как будто предсказывает революцию - «преображе­ние» России «через муки и крест» и гражданскую войну.

Но поэт верил, что настанет такое время, когда все люди станут братьями. Отсюда стремление ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Поэтому один из основных законов мира Есенина - это всеобщий мета­морфизм (что позже приведет поэта к имажинистам). Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечива­ет природу. Первый сборник пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». В новых стихах уже немало подлинных лирических шедевров, таковы его стихи о светлой, нежной любви, окрашенной в чувственные тона, - «Не бродить, не мять в кустах багряных» (1916), «Запели тесаные дроги» (1916). Но уже отчетливей просту­пают приметы другой - каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапи­ва» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики - он то «нежный отрок», «сми­ренный инок», то «грешник», «бродяга и вор», «разбойник с кистенем» и т.д. («Наша вера не погасла» (1915), «Разбой­ник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творче­стве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоцен­ки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает «буйственную Русь» и славит «красное лето» («Товарищ» (1917), «Певущий зов» (1917), «Отчарь» (1917), «Октоих» (1918), «Пришествие» (1918), «Преображение» (1918), «Инония» (1918), «Иордан­ская голубица» (1918).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву. Там наконец-то выходит сборник «Голубень », вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт вы­пускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 году вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах.

Наиболее значительные произведения Есенина, при­несшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920-е годы.

Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ . Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с челове­ком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Оно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэ­зии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.

Поэзией природы, мифологией древних славян про­никнуты такие стихотворения 1918 года, как «Серебристая дорога...», «Песни, песни, о чем вы кричите?», «Я покинул родимый дом...», «Закружилась листва золотая...» и т.д.

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому ми­роощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («», «Отговорила роща золотая.. .», «Мы теперь уходим понемного... » и др.).

«Не жалею, не зову, не плачу... » (1922) - одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникну­то лиризмом, предельной душевной открытостью, изоби­лует «земными» образами, выписанными ярко и сочно. Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIX века («о моя утраченная свежесть») и типично есенинское, народно-человеческое «буйство глаз и половодье чувств». Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно­временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью») - образ мифологический, символичес­кий - образ розового коня. Розовый конь - символ вос­хода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песнь, благословение всего живого.

Система ценностей в поэзии Есенина едина и недели­ма; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину «родины любимой» во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Со­рокоуст» (1920), сборники стихотворений «Трерядница» (1920), «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925).

Поэма «Анна Снегина» (1925) стала во многом итого­вым произведением, в котором личная судьба поэта осмыс­лена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, С.А.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину-поэту суждено жить с нами и «воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким «Русь».