Урок "экологическая характеристика видов топлива". Экологические виды топлива Самые экологичные виды топлива

Тема урока: Экологическая характеристика видов топлива.

Цель: Сформировать понятие об экологической характеристике видов топлива.

Задачи: Образовательная- сформировать понятия о видах топлива, создать условия для анализирования преимуществ и недостатков различных альтернативных видов автомобильных топлив ;

Развивающая- развивать умения самостоятельно решать поставленные задачи, познавательный интерес, умение обобщать, анализировать, сравнивать, формировать ключевые компетенции ;

Воспитательная- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности; воспитание активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности.

Оборудование, наглядные пособия: презентация

Тип занятия: урок изучения нового материала

Методы занятия: словесный, наглядный, практический.

Ожидаемый результат: знание экологической характеристики видов топлива.

Ход занятия:

1.Организационно- психологический настрой

2.Актуализация знаний и умений:

Разминка:

    Взаимовыгодное сожительство организмов Симбиоз .

    Наука, изучающая взаимосвязи живых организмов между собой и окружающей средой Экология.

    Организм, часто являющийся первым звеном в цепи питания Растение.

    Воздушная оболочка Земли Атмосфера.

    Группа особей одного вида, длительно обитающая на определенной территории, относительно обособленно от представителей этого же вида Популяция.

    Сообщество живых организмов Биоценоз.

    Организм, нападающий, убивающий и поедающий свою жертву Хищник.

    Листья сосны. Хвоя

    Искусственное насаждение вдоль дорог. Лесополоса

    Сосновый лес. (Бор)

    Плод дуба. (Желудь)

    «Плач» березы весной. (Сокодвижение)

    Защитный экран Земли. (Озоновый слой)

    Токсичный туман. (Смог)

    Совокупность условий, в которых живет организм. (Среда обитания)

    Дубовый лес. (Дубрава)

    Ядовитый металл, содержащийся в выхлопных газах автомобильного транспорта. (Свинец)

Дополнительные вопросы:

    Отличие агроценоза от биоценоза

    Что такое экосистема?

    Что изучает аутэкология?

    Способна ли атмосфера к самоочищению? Каким образом?

    Законодательная база охраны ОС в РК

    Составить цепи питания:

Цапля, лягушка, комар (Комар – лягушка – цапля)

Рыба, водоросли, медведь (Водоросли – рыба – медведь)

Пшеница – мышь полевка – сова (пшеница – мышь полевка – сова)

Заяц- трава-лиса (Трава – заяц – лиса) слайд 1

7.Распределить: сова, куница , лягушка, паук, прыткая ящерица , лягушка, бабочка, зеленые плоды, цветковые, кора, бактерии, листья и семена, грибы. слайд 2

Продуценты-

Консументы-

Редуценты-

3.Формирование новых знаний и умений:

Вопросы:

    Какие компоненты содержаться в автомобильных выхлопных газах?

(Смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды–не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива)

    На каком виде топлива работает подавляющее большинство современных автомобилей? ( автомобили с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине или дизельном топливе, получаемых из нефти) .

3.В чем причина поиска замены традиционного топлива на альтернативные? ( резкое подорожание нефти в последнее время в сочетании с озабоченностью ростом вредных выбросов, которые производят автомобили, загрязняя атмосферу, привела к мысли правительства многих стран и автомобильные компании искать замену традиционному топливу)

4.Что такое цетановое число дизеля?

Цетановое число - характеристика воспламеняемости дизельного топлива, определяющая период задержки воспламенения смеси (промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения).

5.Чем ниже содержание в топливе «вредных» ароматических углеводородов, тем цетановое число будет больше или меньше ( больше /выше ).

(цель, тема)

Человек успел за короткий срок сделать условия жизни на Земле невыносимыми. И только от него зависит, станет ли на Земле, лучше или хуже. Серьезную проблему представляет выброс в воздух загрязняющих веществ автотранспортом.

В последние годы в связи с ростом плотности движения автомобилей в городах резко увеличилось загрязнение атмосферы продуктами сгорания двигателей. При горении углеводородного топлива происходит образование токсичных веществ, связанное с условиями горения, составом и состоянием смеси.

Подавляющее большинство автомобилей до сих пор - это автомобили с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине или дизельном топливе, получаемых из нефти.

Сейчас за один день нефти сжигается столько, сколько природа с помощью солнечной энергии способна выработать за тысячу лет. По прогнозам ученых запасов нефти в мире осталось немного. Сложившаяся ситуация не является тайной. Научно-исследовательские организации многих стран мира ищут адекватную замену топливу, получаемому при переработке нефти. Задача достаточно сложна, и единого решения до сих пор нет, хотя автомобили, работающие на альтернативных видах топлива, производили и успешно эксплуатировали не только в нынешнем веке, но и в XX, и даже в XIX веке. Однако резкое подорожание нефти в последнее время в сочетании с озабоченностью ростом вредных выбросов, которые производят автомобили, загрязняя атмосферу (особенно остро эта проблема стоит в крупных городах) привела к мысли правительства многих стран и автомобильные компании искать замену традиционному топливу

Задание: Расшифруйте А-95.

Задача достаточно сложна, и единого решения до сих пор нет, хотя автомобили, работающие на альтернативных видах топлива, производили и успешно эксплуатировали не только в нынешнем веке, но и в XX, и даже в XIX веке. Первая в мире газовая самобеглая повозка «Гиппомобиль» была создана Жаном-Этьеном Ленуаром еще в 1862. В нашей стране в 1930-х годах выпускали газогенераторные автомобили, которые «топили»... березовыми чурками, торфом или углем. Дрова термически разлагались при относительно низкой температуре, превращаясь в газ, который сгорал в цилиндрах двигателя. Широко известная немецкая авиакомпания «Дейче Эрбас» разрабатывает первый в мире аэробус, летающий на жидком водороде.

Задание: Заполнить таблицу « Сравнительные показатели различных видов топлив »

вид

Достоинства

Недостатки

газообразное

Более полное сгорание благодаря более качественному образованию смеси в цилиндрах,

Низкая токсичность продуктов сгорания,

Низкая стоимость и транспортировки газа

Низкий уровень шумового загрязнения атмосферы,

Невозможность хищения топлива обслуживающим персоналом,

Низкая стоимость переоборудования автомобиля.

    высокая токсичность самого топлива

    высокая взрывоопасность баллонов с газом при ДТП,

Электроэнергия

Экологическая безопасность (отсутствие выхлопных газов)

Простота конструкции

низкая стоимость заправки

низкий уровень шумового загрязнения

лёгкость в управлении, надёжность

эксплуатация электромобиля обходится дешевле, чем традиционной

малый запас хода

длительное время зарядки,

проблема утилизации аккумуляторов

отсутствие заряжающих станций

большинство электростанций – тепловые, сжигающие топливо для получение электроэнергии, вредные компоненты.

Биотопливо

имеет неограниченные запасы сырья (возобновляемость ресурса)

меньшее количество вредных веществ в отработавших газах

высокие смазочные характеристики, что продлевает срок жизни двигателя

высокое цетановое число

Высокая температура воспламенения

Низкая стоимость

большая вязкость биодизеля, что вызывает необходимость подогревать топливо при низких температурах для обеспечения приемлемой текучести,

Малый срок хранения – около 3х месяцев.

Спирт

нейтрален как источник парниковых газов

низкая стоимость

повышает риск увеличения эмиссии летучих органических веществ, это приводит к уменьшению концентрации озона и усилению солнечной радиации,

низкая, по сравнению с базовыми моделями мощность

Водород

сгорает полнее

высокая удельная теплота сгорания,

отсутствие токсичных выхлопов

можно получать буквально из всего: из природного газа, океанской воды, биомассы, воздуха

обладает намного более широким, по сравнению с бензином, диапазоном пропорций смешивания его с воздухом, при которых ещё возможен поджиг смеси

несовершенные технологии хранения водорода

высокая себестоимость водорода,

сложный процесс получения водорода в промышленных масштабах, в процессе которого выделяется все тот же СО,

высокая стоимость водородной силовой установки и сложность ее обслуживания,

взрывоопасность водородно-воздушной смеси – отсутствие развитой структуры водородных заправочных станций.

Просмотр видео

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% "летит на ветер". К тому же камера сгорания автомобильного двигателя-это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу. Даже не винный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, превращается в ядовитые оксиды азота.
Основными токсичными веществами, загрязняющими атмосферу, в отработанных газах двигателей с воспламенением от искры являются: оксид углерода, оксиды азота и углеводороды. Особое место занимают канцерогенные вещества, основным представителем которых в отработанных газах является бенз(а)пирен.

Вследствие глобального загрязнения окружающей среды свинцом, он стал вездесущим компонентом любой растительной и животной пищи и кормов. Растительные продукты в целом содержат больше свинца, чем животные.

Причина летнего листопада - высокое содержание свинца в воздухе. Но, концентрируя свинец, деревья тем самым очищают воздух. В течение вегетативного периода одно дерево обезвреживает соединения свинца, содержащиеся в 130 л бензина. Наименее восприимчивым к свинцу является клен, а наиболее восприимчивы орешник и ель.

Сторона деревьев, обращенная к автомобильным магистралям, на 30 – 60% «металличнее». Хвоя ели и сосны обладает свойствами хорошего фильтра по отношению к свинцу. Она его накапливает и не обменивает с окружающей средой. Растительность суши вовлекает в биологический круговорот ежедневно 70 – 80 тыс. т. свинца

Чтобы автомобиль с полным основанием можно было назвать экологически чистым, должно быть экологически чистым топливо. И газ отвечает этому требованию. Применение газа заметно снижает по сравнению с бензином суммарную токсичность отработавших газов. Более чем втрое уменьшается количество токсичной окиси углерода СО (угарный газ), в 1,6 раза - содержание канцерогенных углеводородов СН, состоящих из частиц несгоревшего топлива. Концентрация окиси азота NO и двуокиси NO2 образующихся в процессе горения смеси кислорода и азота (безвредный азот, попадая в камеру сгорания из атмосферы, превращается в ядовитое соединение - оксиды азота), при работе двигателя на газе снижается в 1,2 раза. Соединения же свинца и различные ароматические полимеры,содержащиеся в бензине и также являющиеся опасными канцерогенами, в газовом топливе совершенно отсутствуют.Дымность выхлопа при работе на газовом топливе втрое ниже, чем при работе на бензине.

Исследования опровергли устоявшееся мнение, что использование газа вместо бензина - вынужденная мера. Газовое топливо сгорает полнее, поэтому концентрация окиси углерода в выхлопе газового двигателя в несколько раз меньше. Автомобиль на бензине выбрасывает в атмосферу сернистый газ, который образуется от сгорания сернистых компонентов топлива, и тетраэтилсвинец. В природном газе серы, как правило, нет, а поэтому в выхлопах газового двигателя нет ни сернистого газа, ни соединений свинца. В отработанных газах бензинового двигателя из-за неполного сгорания топлива содержится и окись углерода (СО) - токсичное для человека вещество. И газовые, и бензиновые автомобили выбрасывают в атмосферу одинаковое количество углеводородов.Для здоровья человека опасны не сами углеводороды, а продукты их окисления.
Двигатель, работающий на бензине, выбрасывает сравнительно легко окисляющиеся вещества - этил и этилен, а газовый двигатель - метан, который из всех предельных углеводородов наиболее устойчив к окислению. Поэтому углеводородный выброс газового автомобиля менее опасен. Газ как моторное топливо не только не уступает бензину, но и превосходит его по своим свойствам, которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд.

Вопрос: Какими же свойствами должно обладать идеальное топливо?

4.Закрепление изученного материала

Вопросы

    Вид топлива используется в автомобилях. Дешевое, экологически чистое, по многим свойствам превосходите бензин, его использование не требует изменения конструкции автомобиля.

    Вещество, из которого с помощью определённой реакции может быть получена тепловая энергия.

    Итальянский физик, химик и физиолог; открыл метан при исследовании болотного газа. Его именем названа единица измерения электрического напряжения.

    Сжатый природный газ (без цвета и запаха) является основным компонентом природного газа. Взрывоопасный, часто называют «болотным». Имеет высокую детонационную стойкость - его октановое число более 100 ед. При сгорании он практически не оставляет вредных продуктов.

    Природная маслянистая горючая жидкость, состоящая из сложной смеси углеводородов и некоторых др. органических соединений. Используется для получения из неё технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, её подвергают переработке.

    Экологически чистое топливо, продуктом его сгорания является вода. Выделяет больше тепла, чем любой вид традиционного ископаемого топлива.

    Спирт, может быть получен путем ферментации биомассы, содержащей крахмал, сахар либо целлюлозу. Используется как топливо, ДВС в чистом виде, в качестве растворителя и как наполнитель в спиртовых термометрах.

    Масличная культура используется в качестве корма скоту, хорошее зеленое удобрение, великолепный медонос; масло этой культуры используется в кулинарии, в металлургии для закалки стали, как сырье для производства эластичных материалов и в производстве биотоплива.

    Альтернативный источник энергии для автомобилей. Автомобили, работающие на этом источнике появились существенно раньше работающих на бензине, были широко распространены в конце 19 - начале 20 в. Они не шумящие и не дымящие, в отличие от бензиновых или паровых машин, пользовались популярностью у аристократии.

    Органическое соединение, являющееся производным углеводородов и содержащее в молекуле одну или несколько OH (гидроксильных) групп. Образуется при брожении сахаристых веществ, при окислении предельных углеводородов. В последнее время его роль растет, как топлива в двигателях внутреннего сгорания.

    Вид топлива подходит под критерий доступность и низкая токсичность. На автотранспорте в настоящее время не используется.

    Важнейшее свойство дизельного топлива, оценивается цетановым числом. По её показателю можно судить о количественном составе вредных компонентов СО и СН в выработанных газах дизеля.

    Высококачественное полноценное топливо для автомобильных двигателей. Охлажденный до -160 °С природный газ. Его основные компоненты - пропан и бутан.

    Горючая смесь лёгких углеводородов, предназначена для применения в качестве топлива для карбюраторных и инжекторных двигателей, а также при производстве парафина, чистке тканей. Получают путем разгонки и отбора фракций нефти.

Ответы

1

а

2

л

3

ь

4

т

5

е

6

р

7

н

8

а

9

т

10

и

11

в

12

н

13

ы

14

е

5.Домашнее задание дополнительный материал, привести примеры различных автомобилей, работающих на экологических видах топлива.

6.Итог урока (рефлексия, выставление оценок)

Многие годы исследователи бьются над поиском альтернативы бензину как основному типа топлива для автотранспорта. Экологические и ресурсные причины нет смысла перечислять - о токсичности выхлопных газов не говорит только ленивый. Решение проблемы ученые находят в самых, порой, необычных видах топлива. Recycle выбрал наиболее интересные идеи, бросающие вызов топливной гегемонии бензина.


Биодизель на растительных маслах

Биодизель - разновидность биотоплива на основе растительных масел, которая применяется как в чистом виде, так и в качестве различных смесей с дизельным топливом. Идея применения растительного масла в качестве топлива принадлежит еще Рудольфу Дизелю, который в 1895 году создал первый дизельный двигатель для работы на растительном масле.

Как правило, для получения биодизеля используют рапсовое, подсолнечное и соевое масла. Разумеется, сами по себе растительные масла в качестве топлива в бензобак не заливаются. В растительном масле содержатся жиры — эфиры жирных кислот с глицерином. В процессе получения «биосоляры» эфиры глицерина разрушают и заменяют глицерин (он выделяется как побочный продукт) на более простые спирты — метанол и, реже, этанол. Это и становится компонентом биодизеля.

Во многих европейских странах, а также в США, Японии и Бразилии, биодизель уже стал неплохой альтернативой обычному бензину. Так, в Германии рапсовый метиловый эфир продается уже более чем на 800 заправочных станциях. В июле 2010 года в странах Евросоюза работали 245 заводов по производству биодизеля суммарной мощностью 22 млн тонн. Аналитики компании Oil World прогнозируют, что к 2020 г. доля биодизеля в структуре потребляемого моторного топлива в Бразилии, Европе, Китае и Индии составит 20%.

Биодизель — экологичное топливо для транспорта: в сравнении с обычным дизельным топливом он почти не содержит серы и при этом подвергается практически полному биологическому распаду. В почве или в воде микроорганизмы за 28 дней перерабатывают 99% биодизеля — это минимизирует степень загрязнения рек и озёр.


Сжатый воздух

Модели пневмоавтомобилей — машин, ездящих на сжатом воздухе — выпущены уже несколькими компаниями. Инженеры Peugeot в свое время произвели фурор в автомобильной индустрии, заявив о создании гибрида, у которого в помощь к двигателю внутреннего сгорания добавляется энергия сжатого воздуха. Французские инженеры рассчитывали, что такая разработка поможет малолитражкам сократить расход топлива до 3 л на 100 км. Специалисты Peugeot утверждают, что в городе пневмогибрид может до 80% времени передвигаться на сжатом воздухе, не создав ни миллиграмма вредных выбросов.

Принцип работы «воздухомобиля» довольно прост: в движение машину приводит не сгорающая в цилиндрах мотора бензиновая смесь, а мощный поток воздуха из баллона (давление в баллоне — около 300 атмосфер). Пневматический мотор конвертирует энергию сжатого воздуха во вращение полуосей.

К сожалению, машины целиком на сжатом воздухе или air-гибриды создаются, в основном, мизерными партиями — для работы в специфических условиях и на ограниченном пространстве (например, на производственных площадках, требующих максимального уровня пожарной безопасности). Хотя существуют некоторые модели и для «стандартных» покупателей.

Экологически чистый микрогрузовичок Gator от компании Engineair - первый в Австралии автомобиль на сжатом воздухе, поступивший в реальную коммерческую эксплуатацию. Его уже можно видеть на улицах Мельбурна. Грузоподъёмность - 500 кг, объём баллонов с воздухом - 105 литров. Пробег грузовичка на одной заправке - 16 км.


Продукты жизнедеятельности

До чего дошел прогресс — некоторым автомобилям для работы двигателя нужен не бензин, а попадающие в канализацию отходы жизнедеятельности человека. Такое чудо автопрома создали в Великобритании. На улицы Бристоля выкатили автомобиль, который использует в качестве топлива метан, выделенный из человеческих экскрементов. Прототипической моделью стал Volkswagen Beetle, а производитель машины VW Bio-Bug на инновационном топливе - компания GENeco. Установленный на кабриолете «Фольксваген» перерабатывающий фекалии двигатель позволил проехать 15 тысяч километров.

Изобретение GENeco поспешили назвать прорывом во внедрении энергосберегающих технологий и экологически чистого топлива. Обывателю идея кажется сюрреалистической, поэтому стоит разъяснить: в автомобиль загружается, конечно, уже переработанное топливо — в виде готового к использованию метана, полученного заблаговременно из отходов жизнедеятельности.

При этом двигатель VW Bio-Bug использует два вида топлива одновременно: машина стартует от бензина, но, как только двигатель прогревается, а автомобиль набирает определенную скорость, включается подача переработанного на заводах GENeco человеческого желудочного газа. Потребители могут даже не заметить разницы. Впрочем, остается главная маркетинговая проблема — человеческое негативное восприятие того сырья, из которого получают биогаз.


Солнечные батареи

Производство автомобилей, питающихся солнечной энергией — пожалуй, самое развитое направление автопрома, ориентированного на использование эко-топлива. Машины на солнечных батареях создаются по всему миру и в самых разных вариациях. Еще в 1982 году изобретатель Ханс Толструп на солнцемобиле «Quiet Achiever» («Тихий рекордсмен») пересёк Австралию с запада на восток (правда, со скоростью всего лишь 20 км в час).

В сентябре 2014 года автомобилю Stella на удалось проехать маршрут от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско, а это 560 км. Солнцемобиль, разработанный группой из голландского Университета Эйндховена, оснащён панелями, собирающими солнечную энергию, и 60-килограммовым блоком батарей ёмкостью шесть киловатт-часов. Stella имеет среднюю скорость 70 км в час. При отсутствии солнечного света запаса батарей хватает на 600 км. В октябре 2014 года студенты из Эйндховена на своей чудо-машине приняли участие в World Solar Challenge — 3000-километровой ралли по Австралии для машин на солнечных батареях.

Самым скоростным электрокаром на солнечных батареях на данный момент является Sunswift, созданный командой студентов из австралийского Университета Нового Южного Уэльса. На испытаниях в августе 2014 года этот солнцемобиль на одном заряде аккумулятора преодолел 500 километров с потрясающей для такого транспорта средней скоростью 100 км в час.


Биодизель на кулинарных отходах

В 2011 году Министерство сельского хозяйства США вместе с Национальной лабораторией возобновляемых видов энергии проводило исследование альтернативных типов топлива. Одним из удивительных результатов стал вывод о перспективности использования биодизельного топлива на основе сырья животного происхождения. Биодизель из остатков жиров — технология еще не слишком развитая, но уже используемая в азиатских странах.

Каждый год в Японии после приготовления национального блюда, тэмпура, остается приблизительно 400 тысяч тонн использованного кулинарного жира. Раньше он перерабатывался в корм для животных, удобрения и мыло, однако в начале 1990-х годов экономные японцы нашли ему еще одно применение, наладив на его основе производство растительного дизельного топлива.

По сравнению с бензином такой нестандартный вид автозаправки выделяет в атмосферу меньшее количество окиси серы — главной причины кислотных дождей — и на две трети сокращает количество других ядовитых выбросов выхлопных газов. Чтобы сделать новое топливо более популярным, его производители придумали любопытную схему. Каждому, кто пришлет на завод по выработке РДТ десять партий пластмассовых бутылок с использованным кулинарном жиром, выделяется 3,3 квадратных метра леса в одной из японских префектур.

До России технология в таком объеме еще не дошла, а зря: ежегодное количество отходов российской пищевой промышленности составляет 14 млн тонн, что по своему энергетическому потенциалу эквивалентно 7 млн тонн нефти. В России пущенные на биодизель отходы закрыли бы потребность транспорта на 10 процентов.


Жидкий водород

Жидкий водород уже давно считается одним из главных видов топлива, способных бросить вызов бензину и дизелю. Транспортные средства на водородном топливе не являются редкостью, но в силу многих факторов так и не завоевали широкую популярность. Хотя в последнее время благодаря новой волне озабоченности «зелеными» технологиями идея водородного двигателя приобрела новых сторонников.

Сразу несколько крупных производителей сейчас имеют в своем модельном ряду машины с водородным двигателем. Один из самых известных примеров - BMW Hydrogen 7, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, который может работать и на бензине, и на жидком водороде. BMW Hydrogen 7 имеет бензиновый бак на 74 литра и резервуар для хранения 8 кг жидкого водорода.

Таким образом, автомобиль может использовать оба вида топлива во время одной поездки: переключение с одного типа горючего на другое происходит автоматически, при этом предпочтение отдается водороду. Таким же типом двигателя оснащен, например, гибридный водородно-бензиновый автомобиль Aston Martin Rapide S. В нем двигатель может работать на обоих видах топлива, а переключение между ними осуществляет интеллектуальная система оптимизации расхода и выбросов вредных веществ в атмосферу.

Водородное топливо собираются осваивать и другие авто-гиганты - Mazda, Nissan и Toyota. Считается, что жидкий водород экологически безопасен, так как при горении в среде чистого кислорода не выделяет никаких загрязняющих веществ.


Зеленые водоросли

Водорослевое топливо — экзотичный способ получения энергии для автомобиля. Рассматривать водоросли в качестве биотоплива стали, прежде всего, в США и Японии.

Япония не обладает большим запасом плодородных земель для выращивания рапса или сорго (которые используются в других странах для получения биотоплива из растительных масел). Зато Страна Восходящего Солнца добывает огромное количество зеленых водорослей. Раньше их употребляли в пищу, а сейчас на их основе стали делать заправку для современных автомобилей. Не так давно в японском городе Фудзисава на улицах появился пассажирский автобус DeuSEL от компании Isuzu, который передвигается на топливе, часть которого получена на основе водорослей. Одним из главных элементов стала эвглена зеленая.

Сейчас «водорослевые» добавки составляют всего несколько процентов от общей массы топлива в транспортных баках, но в будущем азиатская компания-производитель обещает разработать двигатель, который позволит использовать биосоставляющую на все 100 процентов.

В США тоже плотно занялись вопросом биотоплива на базе водорослей. Сеть заправок Propel в Северной Калифорнии начала продажи биодизеля Soladiesel всем желающим. Топливо получают из водорослей путем их сбраживания и последующего выделения углеводородов. Изобретатели биотоплива обещают двадцатипроцентное уменьшение выбросов углекислоты и заметное снижение токсичности по другим показателям.

До сих пор мы рассматривали так назы­ваемые первичные энергоносители, но есть ещё и вторичный энергоноситель - водород, при горении которого получается вода, что и обусловило широко распространённое пред­ставление о водороде как экологически чи­стом топливе. В действительности дело обстоит существенно сложнее. Сам по себе водо­род и в самом деле относительно чист в эко­логическом плане. Правда, следует учесть, что при использовании водорода в качестве го­рючего для автомобилей в цилиндрах двига­теля развивается очень высокая температура, при которой начинает окисляться азот воз­духа, и поэтому в выхлопе присутствует не­большое количество оксидов азота.

Основные же экологические проблемы возникают ещё при получении водорода - ведь водород в чистом виде на Земле отсут­ствует, его надо синтезировать из воды или углеводородов. Отсюда следует, что для реализации красивой и заманчивой идеи под названием «водородная энергетика» водород следует получить, т. е. затратить энергию. Причём получить его экономически оправ­данным способом, чтобы стоимость энергетического эквивалента этого энергоносителя была соизмерима со стоимостью традицион­ных энергоносителей и того энергоносителя, что использовали для производства водорода.

Первая и главная задача водородной энер­гетики декларируется как замена водородом нефти, природного газа и угля. Но на сегод­няшний день мир не знает технологии, удо­влетворяющей всем требованиям этой гло­бальной задачи. Все известные сегодня спо­собы получения водорода далеки от совершенства: во-первых, они энергозатратны, во-вторых, получение водорода из углеводо­родов сопровождается выделением огромно­го количества диоксида углерода и других токсичных веществ. И если сейчас вклад угле­кислого газа в увеличение концентрации пар­никовых газов в атмосфере ещё относительно невелик и вызывает только беспокойство, то переход на водородное топливо, которое бу­дут получать, например, из метана, приведёт к увеличению выбросов углекислого газа в десятки раз.

Получение водорода электролизом воды с использованием традиционных источников энергии, естественно, приходится отвергнуть, поскольку в результате будет затрачено не­сколько больше энергии, чем получено при сжигании водорода. Поэтому ведутся интен­сивные исследования по разработке мате­риалов, расщепляющих воду под действием солнечного света. Параллельно проводятся работы, направленные на создание полупроводниковых фотоэлементов для превращения солнечной энергии в электричество, исполь­зуемое далее для электролиза воды. Перспек­тивы этих исследований пока неясны, но в случае их успеха речь пойдёт о создании новой отрасли промышленности со всеми вы­текающими отсюда последствиями. Экологические проблемы в водородной энергетике возникнут и при разработке ма­териалов для трубопроводного транспорта водорода - он взрывоопасен, обладает высо­кой диффузионной подвижностью (легко просачивается через обычные конструкцион­ные материалы), значит, потребуются мате­риалы и технологии нового поколения, кото­рые вряд ли будут экологически чистыми.

Пока далека от решения и задача хранения водорода. Департамент энергетики США сфор­мулировал требования к материалу, аккумулирующему водород: он должен содержать не менее 5,5% водорода по массе при комнатной температуре, процесс сорбции-десорбции во­дорода должен быть обратимым при темпера­туре не выше 120 °С, система должна быть безопасной и сохранять рабочее состояние не менее чем в течение 5000 разряд-зарядных циклов. Сегодня нет ни одного материала, даже приблизительно отвечающего этим тре­бованиям. Сорбенты, поглощение которыми водорода основано на физической адсорбции, не способны, в силу природы явления, при­близиться к этим требованиям, так как для них относительно высокое содержание адсорбата достижимо только при низкой температуре (77 К). Наоборот, для гидридов металлов и интерметаллидов при высоком содержании водорода требуются высокие же температуры для его выделения и связывания. Это не толь­ко усложняет технические решения при реа­лизации задачи, но и резко повышает опас­ность использования системы в целом.

Опять-таки можно надеяться, что со вре­менем задача хранения и аккумулирования водорода будет решена, но рассчитывать на полную экологическую безопасность разра­ботанных промышленных технологий не приходится.

Научно-технические проблемы водород­ной энергетики, по-видимому, будут преодо­лены, хотя на это потребуется, по разным прогнозам, от 10 до 50 лет, но экологические трудности в любом случае останутся. Поэто­му об экологической чистоте водородной энергетики говорить не приходится - водо­родная энергетика не является экологически чистой.

«Электромобили - экологически чи­стый транспорт».

Ещё один чрезвычайно живучий миф свя­зан с электромобилями: переход автомобиль­ного транспорта на электрическую тягу якобы обеспечит чистоту атмосферы. Для начала попробуем разобраться, что произойдёт, если сегодня значительную часть автомобильных двигателей внутреннего сгорания заменить электромоторами. Как известно, электромо­торы не дают никаких выбросов в атмосферу и к тому же имеют высокий КПД - выше 90%. К сожалению, в настоящее время единствен­ный источник энергии для автомобильных электромоторов - аккумуляторы. Их надо постоянно заряжать и, следовательно, ис­пользовать энергию, вырабатываемую дей­ствующими электростанциями. Но примерно 80% электричества вырабатывают тепловые электростанции (табл. 1), использующие в качестве топлива нефть, газ или уголь - эко­логически грязные виды топлива. Значит, выбросы двигателей будут заменены пример­но тем же объёмом выбросов электростанций, т. е. произойдет перенос экологических проблем из одного района в другой.

Топливно-энергетическая и экологическая ситуация, складывающаяся в Российской Федерации и в мире, свидетельствует о том, что природный газ, используемый в качестве моторного топлива, является реальной альтернативой жидким углеводородным топливам. Это вытекает из физико-химических свойств метана: высокое октановое число, широкий диапазон воспламенения по коэффициенту избытка воздуха, способность образовывать гомогенную с воздухом смесь, низкая фотохимическая активность и, в перспективе, более низкая по сравнению с дизельным топливом токсичность отработавших газов. Однако природный газ только тогда является экологически чистым топливом, когда решены проблемы с организацией соответствующего рабочего процесса и аппаратурой, его обеспечивающей.[ ...]

ДАЭЧ дизельное арктическое экологически чистое топливо.[ ...]

Получено также, что использование «экологически чистого» топлива (природный газ, водород) не решает проблему эмиссии оксидов азота, а наоборот, при использовании водородного топлива усугубляет ее .[ ...]

Использование нефтепродуктов в качестве топлива приводит к загрязнению окружающей среды продуктами горения, включая соединения серы (Б02 и БОз). При перегонке нефти большая часть серы из таких продуктов, как керосин и бензин, удаляется. В отличие от нефти и угля природный газ практически не содержит серы. В этом отношении газ является экологически чистым топливом.[ ...]

Приняты технические условия на дизельное летнее экологически чистое топливо (ДЛЭЧ) без ограничения содержания ароматических углеводородов и ДЛЭЧ-В с ограничением содержания ароматических углеводородов, а также дизельное арктическое экологически чистое (ДАЭЧ) с ограничением содержания ароматических углеводородов (табл. 4.51).[ ...]

КГ с высоким содержанием органических веществ перерабатывают на экологически-чистое топливо; нейтрализующими агентами служат карбонаты или гидроксида щелочных и щелочноземельных металлов, При нагревании смеси без доступа воздуха образуются сульфида соответствующих металлов, которые при сжигании топлива окисляются до сульфатов, что существенно.умэньшает переход серы в газообразные.соединения. Энергетическая ценность котельного топлива увеличивается при добавлении к КГ угольной пыли и других углеводородных компонентов /25/.[ ...]

По прогнозам специалистов, к 2020 г. потребление водорода в качестве экологически чистого топлива возрастет в 12... 17 раз.[ ...]

Плюс к этому решено материально заинтересовать водителей в переводе своих авто на экологически чистое топливо. Согласно законопроекту, стоимость газа должна быть значительно ниже, чем стоимость топлива из нефтепродуктов.[ ...]

Теплотворная способность водорода как перспективного энергоносителя в 3 раза выше, чем углеводородного топлива. Водород - экологически чистое топливо, в отличие от традиционных видов природного топлива не содержит ни серы, ни пыли, ни тяжелых металлов. При сжигании водород превращается в водяной пар. Единственным вредным соединением в этих условиях могут стать оксиды азота, которые образуются из-за окисления атмосферного азота при особо высоких температурах горения. Это негативное явление удается сравнительно легко локализовать некоторыми катализаторами. Водород пригоден для использования в качестве не только горючего, но и универсального аккумулятора энергии, которую таким образом можно и транспортировать, и применять в различных отраслях энергетики.[ ...]

Загрязнение атмосферы А. уменьшается также при замене бензина на сжиженный газ. Используются специальные добавки-катализаторы к жидкому топливу, увеличивающие полноту его сгорания, бензин без свинцовых добавок. Разрабатываются новые виды топлива. Так, в Австралии апробировано экологически чистое топливо, в составе которого 85% дизельного топлива, 14% этилового спирта и 1% специального эмульгатора, повышающего полноту сгорания горючего. Проводятся работы по созданию двигателей А. из керамики, которые позволят повысить температуру сжигания горючего и уменьшить количество выхлопных газов. В Японии и ФРГ уже появились А., оборудованные специальными электронными устройствами, обеспечивающими более полное сжигание топлива.[ ...]

Актуальнейшая задача современности - снижение загрязнения атмосферного воздуха отработанными газами автомобилей. В настоящее время ведется активный поиск альтернативного, более «экологически чистого» топлива, чем бензин. Продолжаются разработки двигателей автомобилей, работающих на электроэнергии, солнечной энергии, спирте, водороде и др.[ ...]

В прошедшие десятилетия в России осуществлялось преимущественное развитие газовой промышленности и интенсивно росло потребление природного газа на тепловых электростанциях. Следует заметить, что газ в РФ является самым дешевым и экологически чистым топливом. В этих условиях проблема золоулавливания на ТЭС России пока не очень остра. Однако производительность освоенных месторождений природного газа в стране в недалеком будущем начнет сокращаться. Это связано с тем, что представляется невозможным в дальнейшем в периоды освоения новых газовых и газоконденсатных месторождений поддерживать добычу газа на требующемся постоянном уровне. В соответствии с действующими нормативами этот период может продлиться 12-15 лет. Между тем, как показала практика освоения Оренбургского, Медвежьего, Уренгойского и Ямбургского месторождений, такая продолжительность постоянной добычи в период освоения новых месторождений не рациональна, она не учитывает интересы будущих поколений. На рис. 2.1 представлены графики добычи газа по месторождениям за период 1970-2030 гг. Они показывают, что после достижения максимума добычи газа происходит постепенное и планомерное ее снижение. Только по месторождению Медвежье удалось в течение около 15 лет поддерживать максимальную добычу газа, а затем произошло интенсивное ее снижение .[ ...]

Принимая во внимание начавшийся в 1999 г. рост производства и увеличение выбросов загрязняющих веществ предприятиями основных отраслей - загрязнителей окружающей среды, а также возможный значительный рост выбросов от теплоэнергетики в связи с планируемым переводом нескольких десятков крупных ТЭС и ГРЭС с экологически чистого топлива - природного газа - на уголь и мазут, можно ожидать значительного ухудшения качества атмосферного воздуха. В целях приоритетного обеспечения интересов здоровья населения страны и сохранения природной среды необходимо усилить деятельность государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля за предприятиями, очистными сооружениями, а также контроля за качеством атмосферного воздуха в городах и промышленных центрах.[ ...]

К основным загрязнителям атмосферы относятся углекислый газ, оксид углерода, диоксиды серы и азота, а также малые газовые составляющие, способные оказывать влияние на температурный режим тропосферы: диоксид азота, галогенуглеро-ды (фреоны), метан и тропосферный озон. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории России составляет около 22-25 млн. т в год. Объем этих выбросов за последние 10 лет ежегодно сокращается на 300-600 тыс. т. Сокращение выбросов обусловлено главным образом повсеместным спадом промышленного производства, особенно в добывающих и ресурсоперерабатывающих отраслях. Позитивную роль в этих условиях сыграла относительная стабильность добычи и использования газа - экологически чистого топлива.

I вариант

1. Основным видом топлива до конца XIX в. были:

а) нефть б) уголь в) торф г) дрова

2. Главная нефтяная база страны на сегодня:

а) Западная Сибирь в) Бакинская

б) Волго-Уральская г) Печорская

3. Какой угольный бассейн в России дает самый деше­вый по себестоимости уголь?

а) Кузнецкий в) Канско-Ачинский

б) Южно-Якутский г) Подмосковный

4. Какая из следующих особенностей ТЭК характерна для России:

а) топливные ресурсы сосредоточены на западе, а основной потребитель на востоке страны

б) большая часть природного газа добывается в Черноземье;

в) трубопроводы от основных месторождений Сибири на­правлены на север и северо-восток

г) основной потребитель сосредоточен на западе страны, где есть недостаток в топливных ресурсах

а) ее невозможно транспортировать

б) ее нельзя накапливать

в) ее можно накапливать

г) ее можно транспортировать по трубопроводу

7. Какой тип альтернативной электростанции отсутству­ет в России?

а) ветряная в) приливная

б) геотермальная г)солнечная

8. Недостаток ГЭС заключается в том, что они:

а) дают много отходов, сильно загрязняя атмосферу


б) медленно меняется режим работы

в) нарушают гидрологический режим реки

г) обслуживание станции обеспечивается большим количе­ством высококлассных специалистов

б) черная и цветная металлургия

в) черная металлургия и добыча топлива

г) цветная металлургия и транспорт

12. Крупнейшие центры по выплавке алюминия находят­ся вблизи:

а) месторождений бокситов

в) месторождений каменного угля

б) крупных ТЭЦ

г) крупных ГЭС

13. Самая напряженная экологическая ситуация в России наблюдается в городах, где расположены:

а) заводы по выплавке алюминия

б) заводы передельной металлургии

в) комбинаты полного цикла

г) предприятия малой металлургии

14. Крупнейшее месторождение железной руды в мире:

а) Качканарское в) гора Магнитная

б) КМА г) Костомукшское

15. В каком городе России находится крупнейший в мире завод по производству никеля?

а) Медногорск в) Красноярск

б) Норильск г) Братск

16. Основной фактор размещения предприятий передель­ной металлургии:

а) наличие сырья в виде металлолома

б) наличие сырья железной руды

в) наличие месторождений каменного угля

г)экологический

Итоговый контроль по теме «ТЭК. Металлургия.»


II вариант

1. Главным топливом в России с 1960-х годов является:

а) нефть в) торф

б) уголь г) дрова

2. Важнейшим угольным бассейном в России в конце XIX века был:

а) Кузбасс в) Печорский

б) Донбасс г) Подмосковный

3. Самый дешевый и экологически чистый вид топлива:

а) мазут в) бурый уголь

б) каменный уголь г) газ

4. ТЭК России имеет следующие особенности (укажите 1 верный ответ):

а) большая часть нефти добывается в России в субтропиках Кавказа

б) угольная промышленность, как старая отрасль, требует реконструкции

в) основной потребитель топливных ресурсов и ресурсные базы равномерно распределены на востоке страны

г) газовая отрасль - одна из кризисных отраслей ТЭК

5. В состав электроэнергетики входят:

а) АЭС и транспортировка электроэнергии по ЛЭП

б) транспортировка электроэнергии по ЛЭП и газовая про­мышленность

в) ГЭС и угольная промышленность

г) нефтяная промышленность и ТЭС

6. Крупнейшим районом добычи российского газа является:

а) Якутский;

б) Оренбургско-Астраханский;

в) Западно-Сибирский;

г) шельф Баренцева моря.

7. Наибольшая доля энергии в России вырабатывается на:

а) ТЭС; в) ПЭС;

б) ГЭС; г) АЭС.

8. Преимущества ГЭС состоят в том, что:

а) можно размещать, где угодно

б) производится самая дешевая электроэнергия

в) быстро и дешево строятся

г) легко включаются, могут покрывать пиковые нагрузки

9. Перспективы электроэнергетики состоят в следующем:

10. Выберите верные утверждения:

а) Нефтеперерабатывающие заводы размещены преимущест­венно в европейской части страны.

б) ТЭС являются самыми экологически чистыми видами электростанций.

в) Сланцевая промышленность относится к топливным.

г) По запасам газа Россия занимает 4-е место в мире.

д) На ТЭЦ помимо электроэнергии вырабатывается горячая вода и пар.

4. Какие электростанции России могут работать на угле?

а) ГЭС б) ТЭС в) ПЭС г) АЭС

5. Почему крупнейшие ГЭС России располагаются в азиатской части?

а) там расположены главные потребители электроэнергии

б) там находятся наибольшие гидроресурсы

в) чтобы поставлять электроэнергию в азиатские страны

г) они были построены с расчетом на быстрое увеличение местного населения

6. В состав топливной промышленности входит:

а) угольная промышленность и транспортировка электроэ­нергии по ЛЭП

б) транспортировка топлива по трубопроводам и электроэ­нергии по ЛЭП

в) добыча торфа и транспортировка топлива по трубопроводам

г) производство электроэнергии и доставка потребителю по ЛЭП

7. Перспективы электроэнергетики состоят в следующем:

а) строительство АЭС по всей стране

б) строительство ГЭС по всей стране

в) применение энергосберегающих технологий

г) закрытие ТЭС из-за загрязнения атмосферы

8. Самый дешевый и экологически чистый вид топлива:

а) мазут в) бурый уголь

б) каменный уголь г) газ

9. Первая в России геотермальная электростанция по­строена на :

а) полуострове Камчатка; в) Урале;

б) Кавказе; г) Кольском полуострове.

10. Какая отрасль использует коксующийся уголь в качестве топлива?

б) черная металлургия;

в) лесоперерабатывающая;

г) консервная.

11. К какой группе цветных металлов относится медь и никель?

а) к легким

б) к тяжелым

в) к благородным

г) к легирующим

12. К каким местам тяготеют предприятия передельной метал­лургии?

а) к месторождениям железа

б) к газопроводам

в) к железным дорогам

г) к крупнейшим машиностроительным центрам

13. Определите, почему крупнейшие заводы по производству алюминия в России расположены в Восточной Сибири:

а) здесь находятся крупные запасы бокситов

б) здесь дешевая электроэнергия

в) здесь сосредоточены основные потребители продукции

г) здесь низкие температуры

14. Крупнейший в России и в мире центр по выплавке меди и никеля расположен :

а) в Норильске в) в Череповце

б) в Кировске г) в Старом Осколе

15. В состав металлургического комплекса не входит :

а) добыча руды в) обогащение руды

б) выплавка металла г) производство проката

д) все отрасли входят

16. Распределите металлы по крупнейшим центрам их выплавки:

2.Норильск б) алюминий

3. Череповец в) медь

4.Медногорск г) никель

Итоговый контроль по теме

«ТЭК. Металлургия.»

Ответы (I вариант)

1-Г; 2-А; 3-В; 4-Г; 5-В; 6-Б; 7-Г; 8-В; 9-Б; 10 – 1-г, 2-б, 3-а, 4-в; 11–Б; 12–Г; 13–В; 14–Б; 15–Б; 16–А.

Ответы (II вариант):

1-А; 2-Б; 3-Г; 4-Б; 5-А; 6-В; 7-А; 8-Б, Г; 9-В; 10-А, В, Д; 11 – Б; 12 – А; 13 – А; 14 – В; 15 – А, Б; 16 – В.

Ответы (III вариант)

1 – В; 2 – В; 3 – Б; 4 – Б; 5 – Б; 6 – В; 7 – В; 8 – Г; 9 – А; 10 – Б; 11 – Б; 12 – Г; 13 – Б; 14 – А; 15 – Д; 16 – 1-б, 2-г, 3-а, 4-в.