Юлия анкирская молитва. Иулия анкирская коринфская молитва Иконы святая мученица иулия анкирская 31 мая

Жития мученика Феодота Анкирского и мучениц семи дев: Текусы, Фаины, Клавдии, Матроны, Иулии, Александры и Евфрасии

Свя-той му-че-ник Фе-о-дот и свя-тые му-че-ни-цы семь дев - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия - жи-ли во 2-й по-ло-вине III ве-ка в го-ро-де Ан-ки-ре, Га-ла-тий-ской об-ла-сти, и му-че-ни-че-ски скон-ча-лись за Хри-ста в на-ча-ле IV ве-ка. Свя-той Фе-о-дот был "кор-чем-ни-ком", имел свою го-сти-ни-цу, был же-нат. Уже то-гда он до-стиг вы-со-ко-го ду-хов-но-го со-вер-шен-ства: со-блю-дал чи-сто-ту и це-ло-муд-рие, вос-пи-ты-вал в се-бе воз-дер-жа-ние, по-ко-рял плоть ду-ху, упраж-ня-ясь в по-сте и мо-лит-ве. Сво-и-ми бе-се-да-ми он при-во-дил иуде-ев и языч-ни-ков к хри-сти-ан-ской ве-ре, а греш-ни-ков - к рас-ка-я-нию и ис-прав-ле-нию. Свя-той Фе-о-дот вос-при-ял от Гос-по-да дар ис-це-ле-ний и вра-че-вал боль-ных воз-ло-же-ни-ем на них рук.

Во вре-мя го-не-ния им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на (284-305) на хри-сти-ан в го-род Ан-ки-ру был на-зна-чен из-вест-ный сво-ей же-сто-ко-стью пра-ви-тель Фео-текн. Мно-гие хри-сти-ане бе-жа-ли из го-ро-да, остав-ляя свои до-ма и иму-ще-ство. Фео-текн опо-ве-стил всех хри-сти-ан, что они обя-за-ны при-не-сти жерт-ву идо-лам, в слу-чае же от-ка-за бу-дут пре-да-ны на му-че-ния и смерть. Языч-ни-ки при-во-ди-ли хри-сти-ан на му-че-ния, а иму-ще-ство их рас-хи-ща-ли.

В стране на-сту-пил го-лод. В эти су-ро-вые дни свя-той Фе-о-дот в сво-ей го-сти-ни-це да-вал при-ют хри-сти-а-нам, остав-шим-ся без кро-ва, пи-тал их, скры-вал под-вер-гав-ших-ся пре-сле-до-ва-нию, из сво-их за-па-сов да-вал в ра-зо-рен-ные церк-ви все необ-хо-ди-мое для со-вер-ше-ния Бо-же-ствен-ной ли-тур-гии. Он бес-страш-но про-ни-кал в тюрь-мы, ока-зы-вая по-мощь невин-но осуж-ден-ным, убеж-дая быть до кон-ца вер-ны-ми Хри-сту Спа-си-те-лю. Фе-о-дот не стра-шил-ся по-гре-бать остан-ки свя-тых му-че-ни-ков, тай-но уно-ся их или вы-ку-пая за день-ги у во-и-нов. Ко-гда в Ан-ки-ре хри-сти-ан-ские церк-ви бы-ли ра-зо-ре-ны и за-кры-ты, Бо-же-ствен-ную ли-тур-гию ста-ли со-вер-шать в его го-сти-ни-це. Со-зна-вая, что ему то-же пред-сто-ит му-че-ни-че-ский по-двиг, свя-той Фе-о-дот в бе-се-де со свя-щен-ни-ком Фрон-то-ном пред-ска-зал, что ему в ско-ром вре-ме-ни до-ста-вят му-че-ни-че-ские мо-щи на ме-сто, вы-бран-ное ими обо-и-ми. В под-твер-жде-ние этих слов свя-той Фе-о-дот от-дал свой пер-стень свя-щен-ни-ку.

В то вре-мя смерть за Хри-ста при-ня-ли семь свя-тых дев, из ко-то-рых стар-шая, свя-тая Те-ку-са, бы-ла тет-кой свя-то-го Фе-о-до-та. Свя-тые де-вы - Те-ку-са, Фа-и-на, Клав-дия, Мат-ро-на, Иулия, Алек-сандра и Ев-фра-сия с юных лет по-свя-ти-ли се-бя Бо-гу, жи-ли в по-сто-ян-ных мо-лит-вах, по-сте, воз-дер-жа-нии, доб-рых де-лах и все до-стиг-ли стар-че-ско-го воз-рас-та. При-ве-ден-ные на суд как хри-сти-ан-ки, свя-тые де-вы му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ли пе-ред Фео-тек-ном свою ве-ру во Хри-ста и бы-ли пре-да-ны ис-тя-за-ни-ям, но оста-лись непо-ко-ле-би-мы-ми. То-гда пра-ви-тель пре-дал их бес-стыд-ным юно-шам на осквер-не-ние. Свя-тые де-вы го-ря-чо мо-ли-лись, про-ся у Бо-га по-мо-щи. Свя-тая Те-ку-са упа-ла к но-гам юно-шей, сняв го-лов-ное по-кры-ва-ло, по-ка-за-ла им свою се-дую го-ло-ву. Юно-ши опом-ни-лись, са-ми за-пла-ка-ли и ушли прочь. То-гда пра-ви-тель по-ве-лел, чтобы свя-тые при-ня-ли уча-стие в празд-но-ва-нии "омо-ве-ния идо-лов", как это со-вер-ша-ли язы-че-ские жри-цы, но свя-тые де-вы сно-ва от-ка-за-лись. За это они бы-ли при-го-во-ре-ны к смер-ти. Каж-дой на шею был при-вя-зан тя-же-лый ка-мень, и все семь свя-тых дев бы-ли утоп-ле-ны в озе-ре. В сле-ду-ю-щую ночь свя-тая Те-ку-са яви-лась во сне свя-то-му Фе-о-до-ту, про-ся до-стать те-ла их и по-хо-ро-нить по-хри-сти-ан-ски. Свя-той Фе-о-дот, взяв с со-бой сво-е-го дру-га По-ли-хро-ния и дру-гих хри-сти-ан, на-пра-вил-ся к озе-ру. Бы-ло тем-но, и путь ука-зы-ва-ла го-ря-щая лам-па-да. Меж-ду тем пе-ред стра-жей, по-став-лен-ной языч-ни-ка-ми на бе-ре-гу озе-ра, явил-ся свя-той му-че-ник Со-сандр. Устра-шен-ная стра-жа об-ра-ти-лась в бег-ство. Ве-тер ото-гнал во-ду на дру-гую сто-ро-ну озе-ра. Хри-сти-ане по-до-шли к те-лам свя-тых му-че-ниц и увез-ли их к церк-ви, где и пре-да-ли по-гре-бе-нию. Узнав о по-хи-ще-нии тел свя-тых му-че-ниц, пра-ви-тель при-шел в ярость и при-ка-зал хва-тать без раз-бо-ра всех хри-сти-ан и пре-да-вать их му-че-ни-ям. Был схва-чен и По-ли-хро-ний. Не вы-дер-жав ис-тя-за-ний, он ука-зал на свя-то-го Фе-о-до-та как ви-нов-ни-ка по-хи-ще-ния тел. Свя-той Фе-о-дот стал го-то-вить-ся к смер-ти за Хри-ста; воз-не-ся вме-сте со все-ми хри-сти-а-на-ми усерд-ные мо-лит-вы, он за-ве-щал от-дать его те-ло свя-щен-ни-ку Фрон-то-ну, ко-то-ро-му ра-нее от-дал свой пер-стень. Свя-той пред-стал пе-ред су-дом. Ему по-ка-за-ли раз-лич-ные ору-дия му-че-ний и вме-сте с тем обе-ща-ли боль-шие по-че-сти и бо-гат-ство, ес-ли он от-ре-чет-ся от Хри-ста. Свя-той Фе-о-дот про-сла-вил Гос-по-да Иису-са Хри-ста, ис-по-ве-дал свою ве-ру в Него. В яро-сти языч-ни-ки пре-да-ли свя-то-го про-дол-жи-тель-ным ис-тя-за-ни-ям, но си-ла Бо-жия под-дер-жа-ла свя-то-го му-че-ни-ка. Он остал-ся жив и был от-ве-ден в тем-ни-цу. На сле-ду-ю-щее утро пра-ви-тель вновь при-ка-зал ис-тя-зать свя-то-го, но вско-ре по-нял, что по-ко-ле-бать его му-же-ство невоз-мож-но. То-гда он по-ве-лел от-сечь го-ло-ву му-че-ни-ку. Казнь со-вер-ши-лась, но под-няв-ша-я-ся бу-ря по-ме-ша-ла во-и-нам сжечь те-ло му-че-ни-ка. Во-и-ны, си-дя в па-лат-ке, оста-лись сте-речь те-ло. В это вре-мя свя-щен-ник Фрон-тон про-хо-дил близ-ле-жа-щей до-ро-гой, ве-дя ос-ла с по-кла-жей ви-на из сво-е-го ви-но-град-ни-ка. Око-ло ме-ста, где ле-жа-ло те-ло свя-то-го Фе-о-до-та, осел вдруг упал. Во-и-ны по-мог-ли под-нять его и рас-ска-за-ли Фрон-то-ну, что сте-ре-гут те-ло каз-нен-но-го хри-сти-а-ни-на Фе-о-до-та. Свя-щен-ник по-нял, что Гос-подь про-мыс-ли-тель-но при-вел его сю-да. Он воз-ло-жил свя-тые остан-ки на ос-ла и при-вез их на ме-сто, ука-зан-ное свя-тым Фе-о-до-том для сво-е-го по-гре-бе-ния, и с че-стью пре-дал зем-ле. Впо-след-ствии он воз-двиг на этом ме-сте цер-ковь. Свя-той Фе-о-дот при-нял смерть за Хри-ста 7 июня 303 или 304 го-да, а вос-по-ми-на-ет-ся его па-мять 18 мая, в день смер-ти свя-тых дев.

Опи-са-ние жиз-ни и му-че-ни-че-ско-го по-дви-га свя-то-го Фе-о-до-та и стра-да-ния свя-тых дев со-ста-вил совре-мен-ник и спо-движ-ник свя-то-го Фе-о-до-та и оче-ви-дец смер-ти его - Нил, на-хо-див-ший-ся в го-ро-де Ан-ки-ре в пе-ри-од го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Дио-кли-ти-а-на.

См. так-же: "С " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Когда персы взяли знаменитый в Африке город Карфаген (около 625 г.) и множество жителей отвели в плен, то вместе с ними была взята и девочка, блаженная Иулия, дочь одного знаменитого человека Аналсона. Она была отвезена в палестинскую Сирию и продана в рабство купцу, нечестивому язычнику. Девочка эта крепко держалась святой веры во Христа и часто молилась и постилась. Став девицей, она тщательно соблюдала себя в чистоте, жила в строгом воздержании и верно служила своему господину, исполняя с благоразумием те порученные ей дела, которые не были противны Богу и ее целомудренной жизни. Господин же усиленно принуждал ее отречься от Христа и склонял жить по языческим обычаям; но она готова была скорее умереть, чем отступить от веры или лишиться своего целомудрия. И уже хотел погубить ее хозяин, но видя, что она верно служит и усердно работает, пощадил и лишь удивлялся ее доброму нраву, кротости, смирению и строгому постничеству. Он видел, что она свободное от работы время проводила не в праздности и покое, а или в теплых молитвах к Богу, или же в чтении книг; редко когда и ночью она ложилась спать. На вид она всегда была бледная, сухая, изможденная от трудов и воздержания. Со временем хозяин начал жалеть ее и уважать.

Ей было уже более 20 лет, когда хозяин ее задумал плыть со многими товарами в Галлию. Он взял с собою и верную рабыню Иулию. В дороге он пристал к острову Корсике. Хотя на этом острове были и христианские города, но немало было и язычников. Купец вышел к ним со всеми слугами, купил жирного быка, принес вместе с язычниками скверную жертву, и начали все есть, пить и веселиться. Святая же Иулия осталась на корабле, где вздыхала и плакала, скорбя о заблуждении и погибели этих людей.

Один из сборища того пришел на корабль, увидел Иулию, девицу плачущую и вздыхающую, узнал, что она христианка, и сказал тайно начальнику, заведовавшему жертвоприношениями, что на приставшем корабле есть девушка, которая хулит богов и осуждает язычников за то, что те приносят им жертвы. Тотчас начальник этот вызвал к себе палестинского купца и велел ему заставить Юлию сотворить жертвоприношение. Купец же отвечал: “Невозможно ее принудить к этому, потому что она скорее предпочтет умереть, чем отречься от своей веры. И если б ты давал мне за эту рабыню все свое имущество, то оно не сравнилось бы с ее службой, ибо она очень верна, и имение мое увеличивается в ее руках”.

Начальник, посоветовавшись тайно со своими людьми, устроил еще большее пиршество и сильно напоил вином купца, хозяина Иулии. Напившись, он крепко заснул, заснули также от вина и все, кто были с ним. Тогда нечестивые язычники с того острова привели Юлию с корабля к начальнику своему. И он сказал ей: “Девушка, принеси жертву богам, я дам за тебя твоему господину выкуп, какой он попросит, и отпущу тебя на свободу”. Святая же отвечала: “Моя свобода в том, чтоб служить Христу, а вашего заблуждения я гнушаюсь!”

Тогда начальник велел бить ее по ланитам. И сказала мученица: “Если Господь мой Иисус Христос претерпел за меня удар по щеке и плевание в лицо, то разве я не претерплю того же за Него! Пусть бьют за Него меня по щекам, вместо же плевков пусть текут по моему лицу слезы!”

Мучитель велел терзать ее за волосы, раздеть донага и бить жестоко по всему телу. А мученица, пока ее били, возглашала: “Я исповедую Того, Которого били ради меня! Владыка мой претерпел терновый венец и распятие на Кресте. Пусть же и я, раба Его, буду участницею и подражательницею Его страданиям, чтоб прославиться мне с Ним во Царствии Его!”

Потом мучитель велел отрезать ей девические груди; она же мужественно переносила все эти лютые муки ради любви ко Христу. Мучитель желая поскорей погубить ее, пока не проснется ее господин, велел наскоро сделать крест и распять на нем мученицу, как некогда иудеи распяли Христа. И уподобилась святая Иулия в страдании своем Самому распятому Христу Господу.

Когда она висела на кресте и была уже близка к смерти, проснулся ее господин и великая жалость наполнила сердце его. Но ничем помочь было нельзя: невеста Христова была уже при последнем издыхании. Когда же святая душа ее освободилась от телесных уз, то все видели, как из уст ее вылетела белоснежная голубка и упорхнула в небо. Видели также и Ангелов. И напал на всех великий страх, и все бежали оттуда. Только бездыханное тело святой осталось висеть на кресте.

Но не оставил его Христос Господь: он заповедал Своим Ангелам хранить его, пока не устроил ей честного погребения. Это произошло следующим образом. Неподалеку от острова Корсики есть маленький островок, прежде называвшийся Маргаритой, а теперь Горгоной. На нем был мужской монастырь, куда явился Ангел Господень и возвестил инокам все, что случилось со святой мученицей Иулией. Он повелел им плыть на корабле к тому острову, снять с креста многострадальное тело святой мученицы и принести в свой монастырь для погребения. Монахи сели на корабль, поставили паруса и поплыли; достигнув пристани, они нашли все так, как сказал им Ангел Господень. Сняв с креста святое тело, они обвили его чистой пеленой. Потом отнесли тело на корабль и благополучно возвратились в свой монастырь. Там тело предали погребению с честью в церкви, прославляя Христа Бога, укрепившего рабу Свою на такой мученический подвиг.

При гробе святой мученицы Иулии стали совершаться чудеса и подавалось исцеление всяких болезней; чудеса совершались также и на том месте, где она пострадала. Узнали и жители того острова о страдании святой и построили на месте ее распятия церковь ее имени. А там, куда были брошены ее отрезанные груди, вытек из-под камня источник многоцелебной воды. Совершилось и еще чудо: тот камень, которого коснулись груди святой (и из-под которого вытек источник), в те времена каждый год в день ее памяти испускал из себя капли молочные и вместе кровяные, – в обозначение девства и мученичества святой Иулии. И капали такие капли целый тот день; ими помазывались и получали исцеление.

По прошествии же многих лет церковь во имя святой мученицы, построенная на месте ее страдания, обветшала и частью разрушилась. Тогда решили на другом месте, более просторном, но неподалеку, построить новую церковь, побольше. Когда же приготовили все необходимое для постройки и уже хотели на следующий день закладывать фундамент, то нашли наутро весь этот материал на месте, где лежала старая церковь. Однако, немного спустя, они опять перенесли все на новое место, но материалы снова ночью перенеслись назад. В ту ночь сторожа видели светлую девицу, клавшую на воз, запряженный парой светлых волов, все заготовленное для стройки и перевозящую на прежнее место. Они поняли, что святая желает, чтобы возобновили храм на прежнем его месте, и сделали по ее желанию.

Было много и других чудес на обоих островах тех, Корсике и Горгоне, пока не честные мощи святой и не были перенесены в Бресчию (около 763 г.). И после перенесения мощей жители Корсики приходят с верою в храм святой Иулии, не лишаются ее помощи и сохраняются от нападений врагов ее святыми и несокрушимыми молитвами.

Икона Святой мученицы Юлии Анкирской (Коринфской) - покровительницы женщин по имени Юлия. День памяти установлен Православной Церковью 18/31 мая.

Святые мученицы семь дев - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия и Святой мученик Феодот жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был "корчемником", имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников - к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.

Во время гонения императора Диоклитиана (284 - 305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.

В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.

В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы - Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании "омовения идолов", как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота, как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял Смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.

Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его - Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.

Житие святой мученицы Иулии (Юлии) Анкирской (Коринфской) пришлось на времена правления императора Диоклетиана – история сохранила его имя в числе императоров Римской империи, правивших до конца первой трети IV века, как одного из самых жестоких и непримиримых гонителей христиан. Многочисленными провинциями Рима правили наместники императора, и в город Анкиру, в малоазиатской провинции Галатия, теперь это Анкара – столица современной Турции, был назначен Феотекн, известный своей жестокостью и ненавистью к христианам. Феотекн, придя на службу, первым делом издал указ о том, что они должны принести жертву идолам, или их ждут муки и казнь. Те, кто отказывался, истреблялись, а их имущество разворовывали воины-язычники. Христиане в подавляющем большинстве отказывались следовать указу, за что беспощадно преследовались. Одни успевали скрыться, взяв с собой только необходимое, другие, кто попадался в руки язычников, стойко перенося мучения, отдавали жизнь за веру в Единого Бога Живого.

В Анкире в то время существовала христианская община, в которой в числе других верных христиан служили Господу семь дев – Те¬куса, Фаина, Иулия, Клавдия, Матрона, Александра и Евфрасия. У старшей, Текусы, был племянник Феодот, имя которого неразрывно связано с именами семи дев-мучениц.

В те тяжелые времена в стране, которую постоянно грабили римляне, наступил голод. Феодот держал гостиницу, где часто находили приют христиане, лишившиеся крова, преследуемые за веру. Человек состоятельный, он был к тому же добродетельным и благочестивым: поддерживал разоренные христианские церкви из своих запасов, давая им все для совершения богослужений, а когда все церкви были уничтожены, святой Феодот предоставил христианской общине для совершения Божественной литургии свою гостиницу. Мужественный и бесстрашный святой проникал в темницы, где содержались гонимые, невинно осужденные за право верить в Единого Бога люди. Феодот молился с ними, укрепляя их в вере, убеждая не поддаваться ложным посулам и другим хитроумным искушениям, к которым часто прибегали правители-язычники, чтобы соблазнами и сомнениями ослабить дух верующих. Также добродетельный ревнитель веры находил тела святых мучеников, выкупая их у воинов или унося тайно, и погребал их согласно христианскому обычаю, чтобы они не были преданы поруганию или их не похитили дикие звери.

Незадолго до того как были схвачены семь святых дев-мучениц, он сказал своему другу священнику Фронтону, что вскоре ему предстоит погребать нескольких мучеников, что также предчувствует и свою скорую гибель, и завещал похоронить его на том месте, которое выберут они оба. Место они выбрали, а в подтверждение того, что так должно и быть, он отдал священнику свой перстень.

В то же время к Феотекну привели семь дев, старшая из которых была тетка Феодота Текуса. Она, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, о которой мы сейчас особо говорим, Александра и Евфрасия уже были в старческом возрасте. Мы зовем их девами, поскольку они никогда не состояли в земном браке, а с юного возраста безраздельно посвятили себя служению Христу. Перед правителем все семь дев, среди которых была и святая Иулия, об иконе которой у нас говорится, открыто исповедовали Христа, и Феотекн неправедным судом поначалу отдал их на истязания, но муки плоти не поколебали их дух, верный Господу. Тогда правитель призвал бесчестных юношей и приказал им осквернить чистоту Божиих избранниц. Девы начали горячо молиться, чтобы Господь избавил их от поругания, и Текуса, самая старшая, пав в ноги юношам, сняла перед ними головной плат, чтобы они увидели ее седины. Увидев, что все семеро годились юношам в матери, а то и в бабки, молодые люди устыдились и ушли. Затем девам приказали принять участие в празднике омовения языческих идолов, но они опять отказались наотрез, отчего правитель пришел в ярость и повелел предать святых дев казни: привязать каждой на шею тяжелый камень и бросить в озеро.

В ту же ночь святому Феодоту явилась святая Текуса и просила его найти и похоронить ее, Фаину, Клавдию, Матрону, Иулию, Александру и Евфрасию по христианскому обычаю. Вместе с его другом Полихронием и другими христианами, освещая себе путь в темноте одной только лампадой, они пришли к озеру. Чтобы препятствовать достойному упокоению тел славных христианок, у озера была выставлена стража, но внезапно перед воинами возник в сиянии святой мученик Сосандр. Видение так напугало их, что в ужасе они бежали, а Феодот, Полихроний и другие, пришедшие с ними, беспрепятственно взяли тела мучениц и похоронили в святом месте – в одной из церквей.

Узнав об этом, Феотекн в ярости приказал хватать всех христиан подряд и казнить. Под истязания попал и Полихроний, и, не выдержав мучений, он указал на святого Феодота, признав его виновником похищения тел семи дев.

Святой Феодот разделил участь других схваченных христиан и был казнен, а священник Фронтон, которому он отдал перстень и предрек свою скорую мученическую кончину, завещая похоронить его тело, исполнил данное другу слово. Феотекн велел воинам после казни сжечь тело святого, но по воле Божией поднялся сильный ветер и не дал огню разгореться. Так же чудесным образом священник нашел тело казненного Феодота: он вел из виноградника тяжело нагруженного осла, и рядом с местом казни осел упал. Стражники помогли священнику поднять животное и рассказали, что стерегут тело казненного Феодота. Священник упросил их отдать ему останки святого. Тогда – тоже чудо! – сами воины и отдали тело, которое им было велено сторожить, и помогли погрузить его на осла. Фронтон упокоил святые мощи на месте, которое они с Феодотом выбрали, а позже воздвиг на этом месте церковь.

Сведения о житии семи святых дев Анкирских (Коринфских), и в их числе святой Иулии (Юлии) и святого Феодота, были найдены в описании, составленном Нилом – соратником святого, очевидцем его казни, современником всех восьми христиан, о которых наш рассказ.

Эти события происходили примерно в 303 – 304 годах, и хотя гибель святого Феодота случилась 20 июня по новому стилю, память его празднуется 31 мая – вместе с памятью семи дев. В числе них вспоминается и святая Иулия Анкирская, в честь которой написана новая икона кузнецовского письма.

Значение иконы

«Царство Небесное там, где живет Бог, а Бог Великий и Истинный жил, явным образом жил в сердцах этих великих праведников, ибо вся их жизнь была посвящена Богу, познанию Бога, любви к Богу, общению с Ним», – так говорил о святых всех в проповеди «Царствие Божие внутри нас» святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский и Симферопольский, и слова его применительны ко всем эпохам становления и распространения христианства.

Икона святой Иулии (Юлии) Анкирской (Коринфской) кузнецовского письма написана иконописцем Мариной Филипповой в таком же красочном, неповторимом колорите доличного, каким отличаются все кузнецовские иконы. Горение духа перед Богом, подобное горению свечи перед образом Божиим, даровало Иулии (Юлии) Анкирской и ее сестрам непрестанно цветущий в душе святой райский сад, который не мог погибнуть с их физической смертью, – жизнь во Христе уже сделала их бессмертными: веруя в Него, они в земном бытии обрели Жизнь вечную. Этот райский сад Царствия Божия, который расцветает на всех кузнецовских иконах, вновь отражен в динамичном звездно-цветочном орнаменте образа Иулии Анкирской. Голубые тона, ими исполнены плат под внешним покровом на голове святой мученицы Иулии, ворот и поручи нижнего одеяния, тонкий крест в ее правой руке – атрибут мученичества напоминают нам о целомудренном девстве той, что посвятила себя одному только Жениху Небесному.

Князь Е.Н. Трубецкой говорил об иконописи как об «умозрении в красках». Главное значение и назначение иконы – стать иконописной похвалой святости, и икона святой мученицы Иулии (Юлии) Анкирской (Коринфской), ее краски и узоры – иконописное живописание праведных достоинств святой личности, вдохновенное рассуждение о душе, проникнутой пылкой любовью и всецелой преданностью Богу и Слову Его.

Иулия (Юлия) Анкирская (Коринфская) дева, святая мученица

День памяти: 31 мая

(по новому стилю)

Святой мученик Феодот и святые мученицы семь дев — Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, жили во 2-й половине III века в городе Анкире, Галатийской области, и мученически скончались за Христа в начале IV века. Святой Феодот был «корчемником», имел свою гостиницу, был женат. Уже тогда он достиг высокого духовного совершенства: соблюдал чистоту и целомудрие, воспитывал в себе воздержание, покорял плоть духу, упражняясь в посте и молитве. Своими беседами он приводил иудеев и язычников к христианской вере, а грешников — к раскаянию и исправлению. Святой Феодот восприял от Господа дар исцелений и врачевал больных возложением на них рук.
Во время гонения императора Диоклитиана (284 — 305) на христиан в город Анкиру был назначен известный своей жестокостью правитель Феотекн. Многие христиане бежали из города, оставляя свои дома и имущество. Феотекн оповестил всех христиан, что они обязаны принести жертву идолам, в случае же отказа будут преданы на мучения и смерть. Язычники приводили христиан на мучения, а имущество их расхищали.
В стране наступил голод. В эти суровые дни святой Феодот в своей гостинице давал приют христианам, оставшимся без крова, питал их, скрывал подвергавшихся преследованию, из своих запасов давал в разоренные церкви все необходимое для совершения Божественной литургии. Он бесстрашно проникал в тюрьмы, оказывая помощь невинно осужденным, убеждая быть до конца верными Христу-Спасителю. Феодот не страшился погребать останки святых мучеников, тайно унося их или выкупая за деньги у воинов. Когда в Анкире христианские церкви были разорены и закрыты, Божественную литургию стали совершать в его гостинице. Сознавая, что ему тоже предстоит мученический подвиг, святой Феодот в беседе со священником Фронтоном предсказал, что ему в скором времени доставят мученические мощи на место, выбранное ими обоими. В подтверждение этих слов святой Феодот отдал свой перстень священнику.
В то время смерть за Христа приняли семь святых дев, из которых старшая, святая Текуса, была теткой святого Феодота. Святые девы — Текуса, Фаина, Клавдия, Матрона, Иулия, Александра и Евфрасия, с юных лет посвятили себя Богу, жили в постоянных молитвах, посте, воздержании, добрых делах и все достигли старческого возраста. Приведенные на суд как христианки святые девы мужественно исповедали перед Феотекном свою веру во Христа и были преданы истязаниям, но остались непоколебимыми. Тогда правитель предал их бесстыдным юношам на осквернение. Святые девы горячо молились, прося у Бога помощи. Святая Текуса упала к ногам юношей, сняв головное покрывало, показала им свою седую голову. Юноши опомнились, сами заплакали и ушли прочь. Тогда правитель повелел, чтобы святые приняли участие в праздновании «омовения идолов», как это совершали языческие жрицы, но святые девы снова отказались. За это они были приговорены к смерти. Каждой на шею был привязан тяжелый камень, и все семь святых дев были утоплены в озере. В следующую ночь святая Текуса явилась во сне святому Феодоту, прося достать тела их и похоронить по-христиански. Святой Феодот, взяв с собой своего друга Полихрония и других христиан, направился к озеру. Было темно, и путь указывала горящая лампада. Между тем перед стражей, поставленной язычниками на берегу озера, явился святой мученик Сосандр. Устрашенная стража обратилась в бегство. Ветер отогнал воду на другую сторону озера. Христиане подошли к телам святых мучениц и увезли их к церкви, где и предали погребению. Узнав о похищении тел святых мучениц, правитель пришел в ярость и приказал хватать без разбора всех христиан и предавать их мучениям. Был схвачен и Полихроний. Не выдержав истязаний, он указал на святого Феодота, как виновника похищения тел. Святой Феодот стал готовиться к смерти за Христа; вознеся вместе со всеми христианами усердные молитвы, он завещал отдать его тело священнику Фронтону, которому ранее отдал свой перстень. Святой предстал перед судом. Ему показали различные орудия мучений и вместе с тем обещали большие почести и богатство, если он отречется от Христа. Святой Феодот прославил Господа Иисуса Христа, исповедал свою веру в Него. В ярости язычники предали святого продолжительным истязаниям, но сила Божия поддержала святого мученика. Он остался жив и был отведен в темницу. На следующее утро правитель вновь приказал истязать святого, но вскоре понял, что поколебать его мужество невозможно. Тогда он повелел отсечь голову мученику. Казнь совершилась, но поднявшаяся буря помешала воинам сжечь тело мученика. Воины, сидя в палатке, остались стеречь тело. В это время священник Фронтон проходил близлежащей дорогой, ведя осла с поклажей вина из своего виноградника. Около места, где лежало тело святого Феодота, осел вдруг упал. Воины помогли поднять его и рассказали Фронтону, что стерегут тело казненного христианина Феодота. Священник понял, что Господь промыслительно привел его сюда. Он возложил святые останки на осла и привез их на место, указанное святым Феодотом для своего погребения, и с честью предал земле. Впоследствии он воздвиг на этом месте церковь. Святой Феодот принял Смерть за Христа 7 июня 303 или 304 года, а воспоминается его память 18 мая, в день смерти святых дев.
Описание жизни и мученического подвига святого Феодота и страдания святых дев составил современник и сподвижник святого Феодота и очевидец смерти его — Нил, находившийся в городе Анкире в период гонения на христиан императора Диоклитиана.