Дорожные знаки обозначение светофора. Светофор: цвета по порядку, описание и значение. А что он должен делать, если ему нужно направо

На сегодняшний день очень сложно представить себе ПДД без главного инструмента упорядочивания движения, коим является светофор. Он предназначен для регулировки и облегчения как автомобильного, так и пешеходного движения. Различают разные сигналы светофора, в зависимости от их функций. Хотя они и похожи между собой, но имеют определённые нюансы, которые необходимо запомнить.

Светофор: определение

Светофором называется оптическое сигнализирующее устройство, которое предназначено для регулирования движения автомобилей, велосипедов и других транспортных средств, а также пешеходов. Применяется во всех мировых государствах без исключения.

Интересно! Ранее в Японии не было зелёного света в светофорах. Его заменял синий. Но учёные доказали, что зелёный более приемлем для человеческих глаз.

Виды светофоров

Самыми распространёнными являются трёхцветные светофоры с круглыми сигналами: красным, жёлтым и зелёным. ПДД некоторых стран предполагают использование оранжевых сигналов светофора вместо жёлтых. Сигналы могут располагаться как вертикально, так и горизонтально. Если не предусмотрены другие специальные светофоры или дополнительные секции, тогда они регулируют движение всех видов транспорта, а также пешеходов. Далее мы рассмотрим различные виды светофоров, от повседневно встречающихся до специальных.

Классический трёхсекционный светофор

Такой светофор имеет, как правило, три цвета, расположенных по порядку: красный, жёлтый, зелёный – сверху вниз или слева направо. Такие светофоры устанавливаются на перекрёстках. Они предназначены для одновременного пропуска всех видов транспорта по всем направлениям, разрешенным ПДД. Также их устанавливают на регулируемых пешеходных переходах, расположенных между перекрёстками. Допускается устанавливать такой светофор и на железнодорожном переезде в населённых пунктах, на пересечении дороги с трамвайными путями, перед велосипедной дорожкой и проезжей частью. Также их можно увидеть там, где происходит сужение проезжей части для пропуска встречного транспорта попеременно.


Интересный факт! Первый трёхсекционный светофор был установлен в Детройте в 1920 году.

Двухсекционный

Светофоры с двумя секциями применяются для регулирования потока движения на территориях индустриальных предприятий и организаций, а также на время сужения проезжей части для организации однополосного реверсивного транспортного потока.

Светофор односекционный с желтым светом

Такой одноцветный светофор встречается на нерегулируемых перекрёстках и пешеходных переходах.

Светофоры с дополнительной секцией

Светофоры могут оборудоваться и дополнительными секционными отделами со стрелками или контурами стрелок. Они регулируют движение дорожного потока в том или ином направлении. Работают такие светофоры, согласно ПДД, следующим образом: контуры стрелок на всех сигналах обычного трёхцветного светофора означают, что его действие распространяется только в одном указанном направлении.


Дополнительная секция светофора с зелёной стрелкой на чёрном фоне по ПДД разрешает проезд, но не предоставляет преимуществ во время разъезда. Порой можно встретить всегда горящий зелёный сигнал, который выполнен в виде таблички со сплошной зелёной стрелкой. Это означает по ПДД, что поворот разрешён, невзирая на запрещающие сигналы светофора.

Такие светофоры устанавливаются в тех местах, где необходима организация бесконфликтного транспортного движения на перекрёстках. Если на одном из таких светофоров загорается зелёный свет, то, пересекая перекрёсток, можно не уступать дорогу. Чтобы не возникало аварийных ситуаций, над каждой полосой размещаются персональные светофоры, которые показывают направление движения, которое разрешено с конкретной полосы.


Реверсивные светофоры

Чтобы регулировать движение по полосам проезжей части, применяются реверсивные светофоры. Это специальные регуляторы контроля полос. На таких светофорах могут быть размещены от двух до трёх сигналов: красный сигнал в виде буквы «Х» запрещает движение по конкретной полосе. Стрелка зелёного цвета, которая направлена вниз, наоборот, разрешает движение. Диагональная стрелка жёлтого цвета сигнализирует о том, что режим движения по полосе изменён, и показывает, в каком направлении нужно с неё съехать.


Светофоры для регулирования движения через пешеходный переезд

Обычно такие светофоры имеют лишь два вида сигналов: первый – разрешает, второй – запрещает. Как правило, им соответствуют зелёный и красный цвета. Сами сигналы могут быть разной формы. Зачастую они изображаются в виде стилизованного силуэта человека: стоящего красного и идущего зелёного. Например, в Америке запрещающий сигнал выполняется в виде красной поднятой ладони, означающей «стоп». Порой используются надписи: красная «stop» и зелёная «walk». В других странах, соответственно, на других языках.

На магистралях с оживлённым движением устанавливаются светофоры с автоматическим переключением. Но бывают случаи, когда можно переключать светофор по нажатию специальной кнопки, что позволяет переходить дорогу в течение определённого времени. Современные светофоры для удобства оснащаются цифровым табло обратного отсчёта времени. Для невидящих людей в светофоры монтируют звуковые устройства.

Для регулирования движения трамваев

Светофор для трамвая, как правило, ставится перед участками с ограниченным обзором, длительными подъёмами и спусками, при трамвайном депо и перед стрелками. Сигналы светофора для трамвая бывают двух видов: зелёного и красного. Они устанавливаются либо справа от путей, либо вешаются по центру над контактным проводом. В основном такие светофоры оповещают водителей трамваев о том, занят ли путь далее или нет. Они не регулируют движения других транспортных средств и являются сугубо индивидуальными. Их работа выстроена автоматически.


Сигналы светофоров: правила проезда

Круглые световые сигналы означают следующее: статичный зелёный сигнал разрешает движение транспортных средств или пешеходов, а мигание зелёного сигнала светофора означает, что вскоре загорится запрещающий сигнал, но пока движение разрешено.

Интересный факт! Жители больших городов в целом тратят около полугода жизни на ожидание разрешающего сигнала светофора.

Что означает жёлтый сигнал светофора? Он предупреждает о том, что запрещающий сигнал заменится разрешающим или наоборот, и на время своего действия запрещает движение. Мигание желтого сигнала светофора означает, что участок дороги, на котором находится этот светофор, не регулируется. Если же он расположен на перекрёстке и работает в таком режиме, то перекрёсток является нерегулируемым. Водители руководствуются теми статьями ПДД, в которых оговаривается проезд нерегулируемых перекрёстков. Статичный и мигающий красный сигнал запрещает движение в любом направлении.

Горящие одновременно красный и жёлтый сигналы светофора гласят о том, что далее двигаться запрещено, и скоро загорится зелёный свет. Бело-лунный сигнал светофора информирует о том, что сигнализация исправна, и можно продолжать движение. Такие светофоры устанавливаются на трамвайных и железнодорожных путях.


Сигналы светофоров, которые имеют вид стрелок, означают следующее: красные, жёлтые и зелёные стрелки означают то же самое, что и круглые сигналы, только действуют в определённом направлении. Стрелка, которая указывает налево, разрешает и разворот, если это не запрещает соответствующий следующий по приоритету дорожный знак.

Аналогичное значение имеет и зелёная стрелка дополнительной секции. Если этот сигнал выключен, или горит красный контур, значит, движение в данном направлении запрещено. Если основной зелёный сигнал имеет чёрную контурную стрелку, то это означает, что есть другие направления движения, кроме тех, которые указывает дополнительная секция.

Что главнее: знак, светофор или разметка?

Правила дорожного движения подразумевают следующий приоритет: главный – регулировщик, затем – светофор, далее знак и потом уже разметка. Сигналы регулировщика приоритетнее сигналов светофора и требований дорожных знаков. Они обязательны для исполнения. Все сигналы светофора, кроме мигающего жёлтого, значимее дорожных знаков. Все участники дорожного движения обязаны выполнять указания регулировщика даже в том случае, если они противоречат светофору, знакам и разметке.

В столице Германии есть светофор с тринадцатью сигналами. В его показаниях сразу разобраться не так уж и просто.

Расстановка светофоров на макете

Хотя в отличие от настоящей железной дороги модели светофоров на макете не выполняют своей основной задачи – передать машинистам локомотивов приказ, как им двигаться дальше, правильная расстановка светофоров на макете железной дороги – одно из условий для качественно выполненных макетов.На настоящей железнодорожной станции светофоров может достигать несколько сотен, и все они сгруппированы по своему назначению. Теория правильной установки светофоров сложна для новичков, тем более Вы должны учитывать железнодорожную эпоху. Если мачтовые светофоры Вы можете применять показывая отечественную железную дорогу с 1950-х годов, то карликовые светофоры Вы можете широко начать использоваться начиная только с 1970-х годов.

Поэтому рассмотрим установку светофоров на примерах реальных железнодорожных станций и рассмотрим все основные типы светофоров, которые Вы можете использовать на своем макете.

Итак, первая станция. Назовем ее Урга .

К станции с левой стороны подходит однопутный перегон, с правой стороны - два однопутных перегона. Первая группа светофоров на любой станции – это входные светофоры. Их задача – подать приближающемуся к станции поезду сигнал запрещения или разрешения въезда на станцию. Если въезд на станцию разрешен входной светофор дает подсказку, с какой скоростью поезду следует двигаться по станции. Входной светофор устанавливается около каждого пути перегона. На схеме они обозначены знаками («литерами») «Н», «Ч» и «ЧЗ». В качестве входных надо всегда применять МАЧТОВЫЕ светофоры типа Ж-З+К-Ж+Б. Обратите внимание, что на светофоре «ЧЗ» лампы зеленого огня нет – установлена заглушка. Дело в том, что от светофоров «Н» и «Ч» можно проехать по прямому пути (путь №1) насквозь через всю станцию, а от светофора «ЧЗ» по прямому пути насквозь через всю станцию пути нет: надо будет сворачивать по стрелками или 6 и 8, или 7 и 1. Поэтому на светофоре «ЧЗ» никогда не загорится зеленый сигнал – поэтому стоит заглушка. Вторая группа светофоров - выходные светофоры. Их задача – разрешать или запрещать поезду отправиться со станции. Если отправление со станции разрешено выходной светофор комбинациями зеленого и желтых огней показывает с какой скоростью разрешается двигаться и какое показание следующего светофора. На нашей схеме (и на любой другой) выходные светофоры обозначаются буквой «Н» - нечетные, «Ч» - четные и номером «своего» пути: «Ч2» - четный со второго пути, «Н2» - нечетный со второго пути, «Ч5» - четный с 5-го пути, «Н5» - нечетный с пятого пути. На схеме нашей станции выходные светофоры: Н2, Н3, Н1, Н4, Н5, Н6, Ч2, Ч3, Ч1, Ч4, Ч5, Ч6. Выходные светофоры могут быть как МАЧТОВЫЕ так и КАРЛИКОВЫЕ. Общее правило разделения установки мачтовых и карликовых светофоров таково «Если по данному пути осуществляется безостановочный пропуск без снижения скорости («пропуск с установленной скоростью» - по железнодорожному) – устанавливается мачтовый светофор. Во всех остальных случаях – карликовый».

Приглядитесь внимательнее к выходным светофорам на схеме нашей Урги. На каждом из них имеется лампа с белым (или как официально по железнодорожному называется - «лунно-белым» огнем). Здесь нет никаких противоречий и нарушений. Белый огонь светофора относится маневровым, т.е. разрешает отправиться с пути для маневров по станции. Примите это как необходимое условие - на настоящей железной дороге практически всегда выходные светофоры совмещаются с маневровыми.К оличество сигнальных ламп («огней») на выходных светофорах зависит от конкретных условий их установки. Если применяется мачтовый светофор, то используется тип Ж-З+К-Б (не забываем о маневрах). Это светофоры «Ч2», «Ч3» на нашей схеме. Светофор «Ч1» – мачтовый Ж-З-К+Ж-Б, только вместо зеленого огня установлена заглушка. Такой светофор в нашем случае установлен с учетом, что если путь № 4 когда-нибудь будет продолжен и в левой части схемы однопутный перегон станет двухпутным, то на входном светофоре «ЧЗ» и выходном «Ч4» вместо заглушек установятся лампы зеленого огня. Сам же светофор на настоящей железной дороги менять никто не будет. Светофор «Н1» - Ж-З-К+Ж-Б с добавлением указателя направления. Зеленый и один желтый огонь с указателем «прямо» покажут, что направление движения – прямо (в направлении сигнала «Ч»), два желтых огня с указателем «на боковой» - следование на примыкание в направлении сигнала «ЧЗ». Светофоры «Н3» и «Н4» - одинаковые типа Ж-З-К+З-Б. Наличие 2-х зеленых огней объясняется тем, что участок железной дороги примыкающий от светофора «ЧЗ» называется по железнодорожному «ответвлением, оборудованным путевой блокировкой». У Вас, естественно, появилась мысль – это нужно делать всегда? Нет. Это один из вариантов показать малодеятельный участок железной дороги. И таким его надо показывать на макете. Поэтому когда поезд отправляется в направлении светофора «ЧЗ» мы зажигаем ТОЛЬКО два зеленых огня. Про белый огонь уже обсуждалось – он разрешает маневры. Светофоры «Н2», «Н5», «Н6», «Ч2», «Ч4», «Ч6» - выходные карликовые, потому что мы установили, что через эти пути безостановочное движение без снижения скорости производится не будет. Светофоры «Н2», «Н5», «Н6» типа З-Ж-З+Б-К- по показаниям аналогичны «Н3» и «Н4». Светофоры «Ч2», «Ч4», «Ч6» - типа З-К+Ж-Б. Они подают сигналы такие же как и «Ч1» и «Ч3».Маневровые светофоры – самая многочисленная группа станционных светофоров. Их задача разрешать или запрещать маневровые передвижения отдельных локомотивов, локомотивов с вагонами, электро- и дизель-поездов в пределах станции при переезде с одного пути на другой. На схеме и на самой станции они имеют литеру «М» и порядковый номер. В нечетной части станции – нечетные номера, в четной – четные. Находясь на настоящей железной дороге Вы могли слышать такие слова «Машинист локомотива, следуйте до М16». Это означает, что готов маршрут до маневрового светофора М16, и у этого светофора следует остановиться.Если Вы приглядитесь внимательно к схеме, то заметите пропуски в порядковых номерах - вы не найдете светофора «М6». Да, он когда-то стоял у стрелочного перевода № 8, но потом был демонтирован и образовался пропуск в нумерации. Также и Вы можете поступать на своем макете. Маневровые светофоры бывают также, как и выходные МАЧТОВЫЕ и КАРЛИКОВЫЕ. Мачтовые светофоры устанавливаются у складов, подъездных путях. Любой мачтовый светофор может устанавливаться в междупутье 5200 мм. Карликовые – во всех остальных местах. Минимальное допустимое расстояние между осями смежныйх путей для карликовых с одной головкой – 4200 мм, с двумя головками – 4500 мм. Если Вы на станции в качестве маневровых установите одни карликовые – это будет выглядеть правильно. Но если у Вас маневровый светофор будет загораживать выходной (на нашей схеме это «М20» и «Н2», «М16» и «Ч2» - это будет ошибкой. Рассмотрим назначение маневровых светофоров на станции Урга. Светофоры «М1» и «М2» устанавливаются всегда у первой за входных светофором стрелочным переводом. Их роль- чтобы локомотив смог переехать с пути 1,2,3 на пути 4, 5, 6 не выезжая за границу станции – т.е. за входной сигнал. Такая же роль и «М4» – разрешать заезжать в тупик за «М6» или после выезда из него следовать в направлении стрелочного перевода №6. Всегда эти светофоры будут иметь тип Б-С. Светофоры «М8», «М16», «М20», «М22» тоже имеют тип Б-С. Назначение их понятно – светофор «М8» разрешает ехать от стрелочного перевода № 10, «М16» и М20 – от стрелочных переводов № 20 и 24, «М22» - от стрелочного перевода № 14.Будет ли ошибкой установка вместо Б-С на этих светофорах тип Б-К? Да, это грубейшая ошибка. Красный сигнал на железной дороге – сигнал безусловной остановки. Если Вы установите светофор Б-С, тогда машинисту скорого поезда, который проследует станцию без остановки должен быть показан либо белый сигнал, либо красный. Белый сигнал может быть воспринят как разрешение другому машинисту начать движение, красный сигнал – экстренное торможение.Представьте себя в роли машиниста. Если Вы едете без остановки, при проезде через станцию Вы должны видеть на своем пути только желтые, зеленые и синие огни. Красный – немедленная остановка, белый - снижение скорости и дальше действуйте по обстоятельствам (читая инструкцию по сигнализации).Теперь поговорим о светофорах «М6», «М10», «М12», «М14», «М18». Все они – типа Б-К. Это тип применяется всегда, когда появляется угроза выезда на главные пути. Убедитесь: от «М12», «М14», «М18» можно выехать на путь №2, где в данный момент может находиться пассажирский поезд, от «М10» можно выехать в «лоб» поезду следующему по главному пути, от «М6» - ударить в «лоб» поезду следующему от светофора «ЧЗ». Чтобы категорически запретить движение – синий сигнал здесь не подходит, нужен всегда красный – приказ о немедленной остановке. Почему светофоры «М10», «М12», «М14» - мачтовые, а не карликовые? Потому что они удалены от станции, потому что у карликовых в данной местности плохой обзор и т.д. Разграничение светофоров обсуждалось чуть выше.

Рассмотрим схему расстановки светофоров на станции Черное .

Это такая же промежуточная станция как и Угра, но расположена на двухпутном участке.Как мы уже твердо помним, входные светофоры должны иметься на каждом пути. Если поезд у нас идет по направлению расположения стрелок на схеме «правильному пути» - там устанавливаются мачтовые светофоры Ж-З+К-Ж+Б. Если поезд приближается к станции против стрелки «движение по неправильному пути» на тех путях располагаются карликовые светофоры типа Ж-К-Ж. Разрешение на въезд на станцию является загорание на них двух желтых сигналов.Рассмотрим два типичных случая расстановки маневровых сигналов.

На примере части станции Дедовск покажем правильность расстановки сигналов для зонных тупиков электро и дизель поездов.

Если путь (в нашем примере №1) после ответвления по стрелочному переводу № 28 будет продолжаться дальше, параллельно зонному тупику, то за краем платформы у стрелочного перевода № 28 должен быть установлен маршрутно-выходной светофор (на схеме «НМ1»). Выходным светофором является выходной «Н1». И светофор «НМ1» и «Н1» должны быть мачтовые типа Ж-З+К-Б. Если электропоезд следует в тупик на светофоре «НМ1» должен гореть белый огонь и погасшем красном. Желтый или зеленый огонь должен зажигаться при следовании поезда к светофору «Н1».

На примере станции Луговая рассмотрим расстановку сигналов в локомотивном депо.

Сигналы «М56», «М58», «М60», «М62», «М64», «М74» у выхода из стойл депо, а также светофоры на путях отстоя локомотивов «М50», «М52», «М66», «М68», «М70», «М72» – карликовые типа Б-К, т.к. из депо имеется прямой выход на главные пути. Расположение остальных сигналов – стандартное.

И в заключении, в качестве иллюстрации - фотография из кабины машиниста локомотива. На ней виден входной мачтовый светофор, показывающий два желтых огня (верхний мигающий), входной карликовый светофор для приема с неправильного пути (горит красным огнем), справа виден мачтовый маневровый, между главными путями – карликовые маневровые с синими огнями.

ГОСТ 23545-79

Группа П00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Условные обозначения на схемах и планах

Computer control systems for traffic.
Legends on schemes and plans


Дата введения 1980-07-01


РАЗРАБОТАН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерством внутренних дел СССР и Государственным комитетом СССР по стандартам

ИСПОЛНИТЕЛИ

Б.И.Распопов, Л.А.Якушин, В.В.Васютович (руководители разработки), В.В.Ширшова, В.Н.Белов, Ю.Б.Ирз

ВНЕСЕН Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления

Начальник Научно-технического управления М.С.Шкабардня

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1979 г. N 1168

ВНЕСЕНО Изменение N 1 , принятое и введенное в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 05.04.83 N 1623 с 01.09.83

Изменение N 1 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 7 1983 год


Настоящий стандарт распространяется на документы по организации дорожного движения, а также на электрические схемы и планы кабельных трасс, выполняемые на топографических планах местности и планах зданий, и устанавливает условные буквенные и графические обозначения технических средств, элементов организации дорожного движения и способов прокладки линий электрической связи, используемые при проектировании автоматизированных систем управления дорожным движением.

Термины, используемые в настоящем стандарте, и их определения приведены в справочном приложении 1.

Общие требования к выполнению схем - по ГОСТ 2.701-76 , ГОСТ 24.302-80 .

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

1.1. Графические и буквенные обозначения технических средств АСУД, средств регулирования и способов их установки приведены в табл.1.

Подробную расшифровку технических средств дают в выносном элементе на свободном поле чертежа. Средства регулирования изображают совместно со способами их установки.

Таблица 1

Наименование

Обозначения

графические

буквенные

Дорожный контроллер

Координатор

Распределительный коммутационный шкаф

Детектор транспорта:

индуктивный:

проходной

проходной и присутствия

проходной с учетом:

направления

скорости

состава потока

плотности потока

ультразвуковой (проходной и присутствия)

Индуктивная рамка детекторов транспорта для планов кабельных трасс, электрических схем и схем организации движения:

при укладке в дорожное полотно

Примечания:
1. Размер - зависит от ширины полос движения; минимальное значение - 3 мм.

2. - число полос.

3. =4 мм при длине рамки 2 м и более 2 мм - при длине рамки от 0,5 до 2,0 м

при укладке под трамвайными путями

для ситуационных планов и документов комплексной проработки организации движения:

однополосная

двухполосная

трехполосная

Выносной пульт управления

Устройство обмена информацией

Стационарная часть комплекта аппаратуры приоритетного пропуска транспортных средств

Передвижная часть комплекта аппаратуры приоритетного пропуска транспортных средств

Управляемый дорожный знак

Указатель скорости

Телекамера дорожного обзора

Светофорная установка:

Пешеходное вызывное табло

Упрощенное обозначение группы технических средств на планах кабельных трасс и электрических схемах

Способы установки средств регулирования:

на консоли

на стене

на растяжке

на проектируемой опоре

на существующей опоре

на существующей колонке

на проектируемой колонке


(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2. Обозначения элементов организации дорожного движения приведены в табл.2.

Таблица 2

Наименование

Обозначение

Светофор:

транспортный трехсекционный


пешеходный


трамвайный

для регулирования въезда на полосу

Дополнительные секции светофора с указаниями направления движения:

направо

налево

прямо

разворот

Сигналы трамвайного светофора, разрешающие движение:

налево

прямо

направо

налево и прямо

направо и прямо

Сигнал трамвайного светофора, запрещающий движение

Движение транспортных средств:

разрешено

запрещено

просачивание

Движение пешеходных потоков:

по транспортным светофорам

по пешеходным светофорам

Сигналы светофоров во временной диаграмме режима регулирования:

зеленый

красный

желтый

красный с желтым

зеленый мигающий

Включенное состояние ламп трамвайного светофора

Выключенное состояние для дополнительных секций светофоров в программах координации

Дорожный знак:

предупреждающий

запрещающий, предписывающий


указательный


приоритета

Примечание. Рядом с изображением знака необходимо указать его номер в соответствии с ГОСТ 10807-78* . При наличии дополнительной таблички необходимо указать ее номер рядом с изображением знака.

Ограждение проезжей части дороги

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52290-2004 , здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".

(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.3. Обозначения способов прокладки линий электрической и телефонной связи приведены в табл.3.

Таблица 3

Изм. N 1).

2. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СВЕТОФОРНЫХ ЛАМП

2.1. Условное обозначение светофорных ламп должно быть записано в виде последовательности знаков (цифр и букв) в одну строку без пробелов по следующему принципу:

где А - номер светофорной установки, отдельно стоящего пешеходного или трамвайного светофора. Например: 1, 2, 1П, 2П, 3П, 3, 1T, 2T и т.п.;

Б - цвет светофора (к - красный, з - зеленый, ж - желтый);

В - номер направления действия сигнала транспортного или пешеходного светофора.

Примечание. При наличии правой или левой дополнительных секций транспортного светофора для их обозначения вместо букв, означающих цвет сигнала светофора, записывают буквы, означающие направление действия сигналов дополнительных секций (Пр - правая, Л - левая).

2.2. Условное обозначение ламп трамвайного светофора должно быть записано по следующему принципу:

где А - номер отдельно стоящего трамвайного светофора или комбинированной светофорной установки;

Б - комбинации цифр, обозначающих направление движения трамвая: 24 - прямо, 14 - налево, 124 - прямо и налево, 34 - направо, 234 - прямо и направо, 123 - движение запрещено;

В - номер направления действия сигнала трамвайного светофора.

2.3. Примеры условных обозначений светофорных ламп приведены в справочном приложении 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное

Аппаратура приоритетного пропуска транспортных средств - комплект аппаратуры, предназначенной для обнаружения и приоритетного пропуска транспортных единиц, состоящий из устанавливаемой на дороге стационарной части и передвижной, расположенной на транспортных средствах.

Устройство обмена информацией - периферийное устройство, предназначенное для обмена информацией по каналам связи между конечными элементами системы и управляющим пунктом.

Управляемый дорожный знак - информационное устройство, предназначенное для оперативного изменения скорости, направления или маршрута движения транспорта путем смены дорожных знаков (указателей).

Индуктивная рамка - чувствительный элемент детектора транспорта, предназначенный для преобразования воздействия проходящего транспорта в электрический сигнал.

Пешеходное вызывное табло - устройство, предназначенное для вызова пешеходами сигнала светофора, разрешающего движение.

Программа координации - программа, регламентирующая работу автоматизированной системы управления дорожным движением в координированном режиме.

Картограмма маршрутов - схема, определяющая основные объемы и направления движения транспортных потоков.

Светофорная установка - один или несколько светофоров, связанных едиными конструкцией и местом установки.

Направление действия сигнала светофора - принимается условно в соответствии с основными направлениями движения транспорта.

Средства регулирования - дорожные знаки, определенные ГОСТ 10807-78 , светофоры.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (справочное). Обозначение элементов светофорного оборудования и направлений движения на схеме перекрестка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное

1-4 (на полке-выноске) - направление движения транспортных средств; Св1-Св4, Св4П - обозначение светофорной установки; 1-4 и 4П - обозначение элементов организации дорожного движения светофорных установок Св1 - Св4 и Св4П


ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (справочное). ПРИМЕРЫ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ СВЕТОФОРНЫХ ЛАМП

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Справочное

Светофорная лампа четвертой светофорной установки, красного цвета, второго направления действия сигнала светофора:

То же, второго пешеходного отдельно стоящего светофора, зеленого цвета, второго направления действия сигнала светофора:

Светофорная лампа четвертой светофорной установки, красного цвета, третьего направления действия сигнала пешеходной секции в комбинированной светофорной установке:

Светофорная лампа трамвайного светофора второй светофорной установки, с разрешенным направлением движения направо, первого направления действия сигнала светофора:

То же, трамвайного отдельно стоящего второго светофора, с разрешенным направлением движения прямо и налево, первого направления действия сигнала светофора:



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1979

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

НаименованиеПрокладка в траншее

Прокладка каналов связи и незащищенных кабелей в одной траншее

Примечание. Позиции кабелей указывают на полках-выносках. На первой полке указывают кабели, проложенные в траншее, на последующих - позиции кабелей, проложенных в каналах связи

Прокладка в траншее кабеля с защитой (труба, короб, плиты и т.п.)

Примечание. На полке-выноске указывают вид защиты и длину защищаемого участка

Сегодня каждый человек понимает, что такое светофор. Цвета: красный, желтый и зеленый - знакомы даже ребенку.

Однако было время, когда этих оптических устройств не было, и перейти улицу было не очень просто. Особенно в больших городах прохожим приходилось долгое время пропускать нескончаемые конные повозки.

На перекрестных улицах возникала неразбериха и нескончаемые споры.

Небольшой экскурс в историю

Изначально светофор придумали англичане. Был он поставлен в Лондоне в конце 68 года 19-го века. Управлял им человек. Механизм имел две стрелки. Когда они были в горизонтальном положении, движение было запрещено, а когда опущены - проезд разрешался. Ночью включали газовую горелку, с помощью которой подавали красный и зеленый сигнал. Это оказалось небезопасно. Газ взорвался, ранил полицейского, светофор убрали.

Лишь в начале двадцатого века в Америке был запатентован автоматический светофор. Цвета в нем не использовались, заменяли их надписи.

Красный цвет очень хорошо виден в любую погоду: когда ярко светит солнышко, идет дождь, или стоит туман. С физической точки зрения красный цвет имеет максимальную длину волны. Наверное, поэтому его и выбрали в качестве запретного. Во всем мире значение красного цвета одинаково.

Другим сигналом на светофоре является зеленый. Это цвет спокойствия, умиротворения. Он оказывает расслабляющее действие на человеческий мозг. Зеленый разрешает движение. Видно его достаточно далеко, любой водитель задолго до проезда светофора видит этот цвет и спокойно, не тормозя, преодолевает перекресток.

Однако, как говорится, существует негласное правило, согласно которому при проезде опасного перекрестка притормаживать все-таки стоит, даже когда сигнал светофора показывает зеленый. Это действие часто помогает избежать серьезных аварий.

Желтый - обрати внимание

Желтый цвет светофора является промежуточным. Он несет в себе предупреждающую функцию и призывает участников движения обратить внимание. Говорят, что желтый цвет символизирует ум, интуицию и сообразительность. Зажигается он обычно после красного, призывая водителей подготовиться к движению. Как показывает практика, желтый сигнал светофора многие водители воспринимают как разрешающий и начинают движение. Это неправильно, хотя и не наказывается штрафными санкциями. Когда загорается желтый цвет, нужно выжать сцепление, подготовиться, а вот для начала движения лучше дождаться зеленого, тем более что ждать-то всего пару секунд.

В обратном порядке: зеленый, желтый, красный - светофор не работает. В современных устройствах после зеленого сразу загорается красный цвет, при этом на последних минутах зеленый начинает мигать.

Также иногда можно увидеть непрерывно мигающий желтый сигнал светофора. Это говорит о том, что светофор отключен или поломан. Чаще всего мигают желтым цветом светофоры в ночное время.

Пешеходный светофор

Для регулирования движения пешеходов также существует светофор. Какие цвета в нем используются? Красный и зеленый - однозначно, а вот желтый отсутствует за ненадобностью. Особой подготовки для перехода дороги человеку не требуется.

Изображены обычно на идущие человечки. Для удобства пешеходов в последнее время используется счетчик времени. Специальный секундомер отсчитывает, сколько секунд осталось до включения противоположного сигнала.

Как и в обычных светофорах, красный цвет запрещает движение, а зеленый говорит о том, что проход открыт.

Проезжая перекресток, водители должны знать, что пешеходы пользуются преимуществом. Так, например, на перекрестке автомобиль поворачивает направо на зеленый сигнал светофора, при этом пешеходам, переходившим перпендикулярную дорогу, тоже горит зеленый цвет. В таком случае автомобилист обязан пропустить всех пешеходов и лишь потом продолжить движение.

Что такое «зеленая волна»

В больших мегаполисах движение по автомагистралям сопровождается большим количеством светофоров, которые регулируют движение. Светофор, цвета которого всем известны, переключает их с определенной периодичностью. Эта периодичность регулируется автоматически и обеспечивает безопасность движения транспортных средств.

«Зелёная волна» привязана к скорости движения автомобиля. Предполагается, что, двигаясь с определенной средней скоростью, водитель, попав на зеленый сигнал светофора, по всей длине магистрали будет также попадать на зеленый цвет. Три цвета светофора переключаются с определенной периодичностью, а между рядом светофоров существует согласованность. На всех перекрёстках трассы, согласованных по этому принципу, существует одинаковая цикличность.

«Зеленая волна» была разработана для удобства проезда перекрестков, технически осуществить это не представляет особой трудности. Как правило, на таких магистралях дополнительно устанавливаются знаки с рекомендуемой скоростью, которая обеспечит безостановочный проезд перекрестков.

Помощником водителя и пешехода является трехглазый светофор. Цвета по порядку переключаются и регулируют ход, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения. Соблюдая добросовестно, можно избежать серьезных аварий и неприятных ситуаций на дорогах.