Сообщество для наблюдательных граждан. Виноград в библии и христианстве Что означает виноградная гроздь


Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ". Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь Небесный.

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, - птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени , выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля .

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos - ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель , Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы - постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы - эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения - действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь - символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости"

Одним из самых древних символов плодородия, изобилия и богатства является виноград. У этого символа безупречная репутация, которую еще больше упрочило христианство. В христианской традиции виноградная гроздь символизирует духовную жизнь «на лозе», спасение и возрождение. Библия изображает виноградную лозу эмблемой земли Обетованной и знаком богоизбранного народа. Православная христианская традиция считает символ виноградной грозди символом единения Бога с человеком. Надо ли напоминать, что вино в христианстве символизирует кровь Христа, и виноград встречается часто на страницах Евангелия, как символ принадлежности человека Богу.
Виноград – это эмблема спасения и возрождения, именно потому изображение лозы характерно для орнаментальных композиций первых христианских гробниц. А потом и для церковных витражей. Еще одно значение винограда – истина. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1). Известно, что средневековая иконография изображала Христа приклонившим колени в винном прессе. Об этом же есть высказывание одного из отцов Церкви – Августина Блаженного, который уподобил Иисуса виноградной грозди, положенной под пресс, а сок, который вытекает из под пресса – суть гнев Господень. В православной символике виноградная лоза связана с особым видом креста – крестом «виноградной лозы». Спелые гроздья были символом многих христианских мучеников. Символ виноградной лозы и сегодня украшает в православных храмах иконостасы, настенные росписи и является одним из наиболее известных изображений на самых древних христианских православных храмах.
Символ камня олицетворяет собой Божью постройку, которой не страшны бури и ветры. Это есть символ Церкви Божьей. Православие определяет три наименования символа камня: «камень основания», «краеугольный камень» и «живые камни». Все эти утверждения взяты из текстов Писания и согласуются со словами Божьими. И, если «камень основания» и «краеугольный камень» - это символы, относящиеся к самому Христу – то «живые камни» - это, безусловно, верующие, чтящие Бога Отца и Сына.
Такую символику часто можно встретить в православных храмах в Крыму. Интересно побывать там, тем более что отдых в частном секторе в Крыму можно получить по вполне приемлемым и небольшим ценам. Безусловно, символ камня в Православиии есть один из наиболее ярких и понятных для верующего, поскольку отображает суть самого Бога и Православной Церкви. Камень, именуемый иначе, как твердыня – наиболее достойный символ, отражающий силу Слова Божьего, Его церкви и самого спасителя. Сочетание камня и виноградной лозы в христианской символике несет собой емкое смысловое значение, представляя собой настоящее христианское таинство создания и развития Церкви Христа.

В прошлой статье мы рассмотрели значение символов, связанных с Иисусом Христом . Давайте поговорим о других христианских символах, их значения также важны и очень интересны.

Конечно, стоит рассказать о главных евхаристических символах .

Евангельский образ Христа, как единого источника жизни для человека, которую Он дарит нам через причастие. Также лоза символизирует Церковь: ее члены - ветви ; а виноградные грозди , которые нередко клюют птицы, суть Причащения - способа жизни во Христе.

Хлеб еще один евхаристический символ. Обычно изображается в виде колосьев или нескольких хлебов. Евхаристические символы часто изображались на сосудах, предметах обихода первых христиан, в росписях стен и надгробий.


Также стоит отметить символ Голубя Духа Святого . Из Евангелия мы помним, что во время Крещения Господнего, на Него сошел Дух Святой в виде Голубя: «…и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» (Матф.3:16). Эта птица ассоциируется с чистотой и миром. Кстати, именно голубь принес веточку маслиничного дерева в клюве, когда уставший от долгого Потопа Ной с надеждой выпустил птицу в поисках суши.


Кроме Голубя есть и другие символы в виде птиц. Например, (некоторые считают ее Павлином) – это символ возрождения к новой жизни, Воскресения. Феникс означает воскресение, победу над смертью. – символ самопожертвования Христа, распятого на кресте. Существует легенда, в которой птица поит детенышей собственной кровью, чтобы их спасти. В этом смысле пеликан символизирует и святое причастие. Петух – пробуждение к жизни, воскресение.

Очень распространенным символом у первых христиан был – знак надежды на будущее Воскресение, символ стойкости в вере. Об этом говорит апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20).

С символом Якоря тесно связан и . Он является образом Церкви, которую «ведет» Христос как кормчий к вечной пристани. А каждый христианин подобен кораблику, плывущему по волнам житейского моря под знаком креста (мачты на изображениях древних символов образуют форму креста), и стремящемуся к Богу. Стоит сказать, что многие храмы строят по подобию кораблей.

Еще один христианский символ Лилия - знак чистоты. По преданию в день Благовещения Архангел Гавриил явился Деве Марии с белой лилией. Многие святые мученики изображаются с этим цветком как символом чистоты, невинности и преданности Богу.

Вспомним также Восьмиконечную Рождественскую Вифлеемскую звезду - знак рождения Спасителя. Именно «звезда Его» привела волхвов к месту рождения Иисуса Христа: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода , пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» . (Мф. 2:1-2).

Виноград - один из самых древних солнечных символов плодородия, изобилия и богатства. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения. С вином же, произведенным из винограда, дело обстоит значительно сложнее. С одной стороны, вино, развязывающее языки молчунам и лицемерам, выдающим во Х1йелю свои тайные мысли, выступает символом истины. Подтверждение тому можно найти и в латинском афоризме: «Истина - в вине» и в русской поговорке: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Помимо этого значения, вино рассматривается как аллегория радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.
В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. Плутарх писал о египетских жрецах Амона в Гелиополисе следующее: «Проливая вино на алтарь, они представляли его как кровь своих врагов». Вино играло роль жертвенной крови и в ритуалах орфеотелестов (жрецов-орфиков).
В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой - Дионис, в римской - Бахус или Вакх. В библейских мифах лоза предстает уни-версальной эмблемой земных плодов, символом Земли Обетованной и знаком богоизбранного народа.

В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Такое же единение человека с
богом наблюдается и в христианской традиции, где вино символизирует кровь Христову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). А вот в исламе отношение к вину совсем иное. Пророк Мухаммед запретил своим последователям пить вино, поэтому у мусульман оно является одним из символов греха.

Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах. Как символ истины, виноград намекает на истинность учения Христа. Это видно из метафорического сравнения, приписываемого Христу апостолом Иоанном: «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой - виноградарь» (Ин. 15:1).
В средневековой христианской иконографии встречается изображение Спасителя, преклонившего колени в винном прессе. Это изображение иллюстрирует высказывание св. Августина, уподобившего Христа «грозди винограда, положенной под пресс». Вытекающий из-под пресса виноградный сок, ассоциирующийся с кровью Христа, олицетворяет в данном случае Гнев Господень.

Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной лозой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста - крестом «виноградная лоза» (см. главу «Крест»).

Виноградная лоза - атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сара-госского и других покровителей виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.
В изобразительном искусстве праздники сбора урожая винограда нашли отражение еще с античных времен. Наиболее популярны были греческие изображения праздничных процессий во главе с Дионисом, окруженном толпой козлоногих сатиров.

Художники эпохи Возрождения наделяли виноградной лозой старика Ноя, поскольку она была самым первым растением, посаженным Ноем после Всемирного потопа. Иногда они изображали библейского пьяницу сидящим обнаженным в беседке, оплетенной виноградной лозой.
Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове римского Бахуса и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному Чревоугодию. Однако у аллегорических фигур Осени и Золотого века виноградная лоза с тучными гроздьями ассоциируется с плодородием, изобилием и богатством.
В геральдике виноградная лоза, выступающая лишь как «говорящая» эмблема, либо входит в состав гербов, либо обрамляет гербовый щит тех городов, областей и республик, где развито виноградарство. Так, в гербе города Изюма изображены три виноградные кисти, «показующие самое именование сего града, и что плод сей круг сего града рождается»1, а в гербе Чугуева виноградная гроздь и два виноградных листа свисают со шпалеры.

В советской геральдике виноградная лоза украшала гербы южных республик - центров виноградарства: Молдавии, Грузии, Армении и Туркмении.

В истории с глубокой древности самой доходной отраслью сельского хозяйства было виноделие. Виноград выращивали в Египте, Малой и Передней Азии еще с IV тыс. до н.э. В период античности культивировалось около 150 сортов винограда, приспособленных к различным почвам и условиям климата.
В Элладе и Риме потребление разбавленного и охлажденного вина было очень велико. Даже рабам ежедневно выдавалось до 600 мл легкого вина вторичной выжимки, а квалифицированные рабы-виноградари ценились впятеро дороже, чем обыкновенные рабы земледельцы.
Во время праздничного застолья, сопровождавшегося музыкой, песнями и танцами, употребление лучших сортов вина было связано с древними обычаями. Совершив благодарственное возлияние богам, полагалось выпить за здоровье всех присутствующих, а также отсутствующих на пиру родственников и друзей.

Что символизирует виноград и виноградная лоза?

  1. Виноградная Лоза — Символ плодородия и жизни. Древа Жизни, а в некоторых традициях — Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза — лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос — истинная лоза, а последователи — ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса) , а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображенная вместе с фиговым деревом — мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.
    Виноградная лоза — евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены — ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения — способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете — символ земли обетованной, в Новом — рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.
    http://www.orthedu.ru/ikons/simvolik.htm
    Виноград один из символов христианской религии.
    Символика интерпретируется словами Христа из Евангелия от Иоанна: Аз есмь виноградная лоза. Ученики-апостолы трактовались в качестве побегов. Лоза и виноградные гроздья символизируют также компоненты причастия — хлеб и вино, тело и кровь Христовы. В ветхозаветной традиции виноградная лоза представляла евреев в качестве богоизбранного народа. Наряду с фиговым деревом виноградная лоза растительный символ мира и достатка. Если виноград символ жизни, то изюм смерти.
    Символика изюма как засохших виноградных ягод непременно использовалась при погребальных обрядах. В светском искусстве гроздья винограда являются атрибутом Бахуса и персонификацией Осени. Они служат знаком сентября. Изображение виноградной лозы часто использовалось в качестве декоративного мотива. Она встречается на фресках римских катакомб, на христианских саркофагах, византийских мозаиках, средневековых витражах и каменных скульптурах.
    Источ. : Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М. , 1999; Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М. , 1997.
    Виноградная лоза символизирует Христа. «Я есть истинная виноградная лоза, » — сказал Он во время Тайной вечери (Ин. 15, 1). Ее ветви — символы учеников и последователей Христовых, а плоды — символы добрых дел, совершаемых христианами. Если ветвь не приносит доброго плода, то ее отсекают и бросают в огонь. Так же и люди — если не совершают добрых дел, то гибнут в геенне огненной. Не случайно излюбленным мотивом резьбы, украшающей иконостасы русских церквей, является виноградная лоза с созревшими гроздьями. Лишь виноградное вино претворяется на литургии в Кровь Христову.
  2. Виноградная лоза один из самых распространенных символов христианской религии, согласно словам Христа: «Я есмь виноградная Лоза» («Евангелие от Иоанна», 15:1); ученики это побеги; лоза и виноградные гроздья символизируют вино и хлеб причастия, тело и кровь Христа. В древнееврейской символике виноградная лоза представляет израильтян как богоизбранный народ; вместе с фиговым деревом она символ мира и достатка.
    Появление культурного винограда в Древней Греции связывали с Дионисом богом растительности, покровителем виноградства и виноделия. Другие имена Диониса Вакх, Бакх, Бахус. Много легенд и преданий связано с его культом, который старше культа олимпийских богов и даже культа богини земли Геи. Современные же ботиники объхясняют происхождение культурного винограда от дикорастущего лесного винограда.
  3. Я (Иисус Христос) есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
    (Иоан.15:5)
  4. Как обычно: умирание и воскрешение.
  5. шаги к просветлению кажеться так это у суфиев