Способы передвижения животных. Материалы для урока. Среда обитания дождевого червя

Из всех классов животных - высших и примитивных - многие виды используют отличные друг от друга способы передвижения (иногда весьма оригинальные) по воде, под водой, в воздухе и по поверхностям. Способы передвижения животных зависят от многих факторов: формирования в процессе эволюционного развития, наличия или отсутствия скелета, других особенностей строения конкретно взятого вида.

Важнейшая особенность

Способность двигаться - одно из свойств к какому бы они классу или виду ни причислялись учеными. Даже растения осуществляют движение внутри на клеточном уровне. А животным, в отличие от растений, свойственно перемещать все тело, преследуя тем самым различные цели: поиск пищи, размножение, защита от врагов. Потому что движение - это и есть сама жизнь живой природы и, в частности, ее фауны.

Способы передвижения животных. Классификация

Все они по типу делятся на несколько больших групп.


Эволюционное развитие

При эволюции животных от простейших и одноклеточных структур организмов до высших многоклеточных, обладающих различными органами и функциями, эволюционировали и способы передвижения животных. За миллионы лет вырабатывались сложнейшие двигательные системы, позволяющие разным видам добывать пищу, убегать от врага, защищаться и размножаться. Характерно, что лишь немногие из известных животных осуществляют сидячий образ жизни. Подавляющее большинство передвигается различными способами.

С помощью мышц

Для многоклеточных представителей фауны характерно осуществление передвижения с помощью мышц, которые образованы особой тканью, называемой мышечной. Данная структура имеет особенность сокращаться. Сокращаясь, мышцы приводят в движение рычаги, которыми являются составные части скелетов животных. Так и осуществляется перемещение.

Кто во что горазд

Итак, при помощи мышечных структур слизни и улитки скользят по поверхностям. используя полостное мышечное движение, цепляются щетинками за неровную почву. Пиявки используют присоски, а змеи - чешуйки кожи. Многие животные, приподнимая тело над землей, передвигаются при помощи конечностей, значительно таким образом уменьшая трение. Как результат, возрастает и скорость передвижения (быстрейшее животное на планете - гепард, который развивает скорость свыше 110 километров). Некоторые животные прыгают (даже по воде). Некоторые планируют в воздухе или летают. Некоторые ныряют или плавают по воде или в глубинах. Но везде используется мышечная сила.

Необычные способы передвижения животных

  • Пресноводная гидра движется при помощи своеобразных шагов и кувырков. Она изгибает тело и прикрепляется щупальцами к поверхности, затем подтягивает подошву. А актинии очень медленно движутся, сокращая и расслабляя мышцы самой подошвы.
  • Головоногие (кальмары, осьминоги) способны к реактивному передвижению. Они засасывают жидкость в специальную полость своего тела и с силой выбрасывают ее сквозь узкую воронку. Тем самым двигают тело в противоположном направлении.
  • Ящерица-василиск быстро бегает по воде (2 метра в секунду). На поверхности воды ее удерживают пузырьки воздуха под чешуйками лап.
  • Геккон бежит по вертикальной стеклянной стене со скоростью 1 метр в секунду, не падая. Это происходит за счет специальных присосок на лапках ящерицы.
  • Райские украшенные змеи, обитающие в Азии, перелетают по воздуху с дерева на дерево, используя уплощение своего тела, которое превращается на это время в подобие

Итоги

Разнообразные виды движений характерны для всех животных, существующих на нашей планете. Сам процесс осуществляется несколькими способами. Каждый из живых организмов приспособлен к определенным, характерным для него, видам движений.

Данный материал может быть использован для проведения урока на тему «Способы передвижения животных. 5 класс».

Систематическое положение печеночного сосальщика определено к семейству Фасциолидов, латинское название Fasciolidae, и представляет тип плоских червей. Печеночный сосальщик относится к классу дигенетических сосальщиков, который возглавляет отряд Echinostomatida, состоящий из представителей рода Fasciola.

Систематика относит жизненный цикл развития печеночного сосальщика к сложному типу, насчитывающему несколько фигурантов:

  • основного хозяина;
  • промежуточного хозяина;
  • свободноживущей стадии личиночной формы.

Печёночная двуустка является гермафродитом. Каждая особь имеет как женские, так и мужские органы размножения – матку и семенники.

Марита печеночного сосальщика – половозрелая особь, обладает относительно развитой системой пищеварения. Передняя часть тела оснащена ртом, переходящим в глотку. Мускулистая глотка впадает в пищевод. Разветвлённый кишечник слепо замкнут. Пищеварение – единственная относительно развитая функция, которой наделен печёночный сосальщик. Строение выделительной системы относится к типу протонефридиальный, поскольку замыкает проходящий вдоль всего тела центральный выделительный канал пора, а не анус.

Большинство сосальщиков, включая двуустку – гермафродиты. Размножение и половой процесс происходит во внутренних органах окончательного хозяина, а моллюск – промежуточный хозяин, вынашивает личинок, размножающихся неполовым путём.

Мужская половая система состоит из парного семяпровода и копулятивного органоида. При слиянии семенники образуют семяизвергающий канал. Женские половые органы представлены яичником, желточниками и семяприёмником, ведущим в оотип – специфическую камеру для оплодотворения яиц. Он впадает в матку, оканчивающуюся отверстием, через которое наружу выводятся оплодотворённые инвазионные яйца.

В своём развитии печёночная двуустка во многом превосходит другие виды дигенетических сосальщиков.

Двуустка обладает хорошо развитыми функциями:

Задняя треть тела червя, сразу за брюшной присоской, вмещает матку многолопастной конфигурации. Месторасположение непарного разветвлённого яичника – правая часть верхней трети тела. Множественные желточники расположены по обоим бокам особи. Передняя часть тела содержит сильно разветвлённую сеть семенников.

Печеночный сосальщик вызывает трудно диагностируемое серьёзное заболевание Фасциолёз, трудно поддающееся терапевтическим методам воздействия.

Стадии развития личинок и фазы формирования двуустки печёночной многочисленны. Схема достижения взрослой особи полового размножения достаточно сложная. Попробуем без сложных оборотов осветить циклы развития личинок. Если можно упростить изложенный материал, опишите схему формирования в своих комментариях к статье.

В величину яйца печеночного сосальщика достигают размера 80х135 мкм. Каждое яйцо имеет овальную форму и окрашено в коричневато-жёлтый цвет. С одного полюса имеется крышечка, из-под которой при благоприятных условиях выходят личинки, с противоположной стороны располагается бугорок.

Яйцо печеночного сосальщика начинает развиваться только при попадании в водную среду с подходящими для процесса условиями. Солнечный свет выступает в роли активатора, и, спустя месяц, из яиц выходят личинки, или мирацидий печеночного сосальщика.

Тело каждой мирацидии оснащено:

  • ресничками, позволяющими личинкам свободно передвигаться в водной среде и подтверждающими родственные связи сосальщика печеночного с реснитчатыми червями;
  • единственный светочувствительный глазок обеспечивает положительный фототаксис, направляя личинку к источнику света;
  • нервным ганглием – примитивной нервной системой;
  • органами выделения.

В хвостовой части находятся зародышевые клетки, отвечающие за партеногенез. Передний конец тела оснащён ферментобразующей железой, позволяющей мирацидии свободно проникать и развиваться в промежуточном хозяине.

На данной стадии личинка не питается. Она получает своё развитие за счёт питательных веществ, накопленных в предыдущей стадии. Её срок жизни ограничен, и составляет всего сутки. За это время мирацидий должен найти улитку и проникнуть в тело малого Прудовика.

Спороциста имеет кожно-мускульное тело в форме мешка, наполненное зародышевыми клетками. У неё отсутствует кровеносная система и процесс пищеварения, питаясь поверхностью тела. Нервная система и органы чувств находятся в зачаточном состоянии. На этом этапе размножение печеночного сосальщика осуществляется путём простого деления спороцист – распадаясь на части, они образуют несметное количество особей дочернего поколения.

У редии – личинки дочернего поколения, в отличие от своей предыдущей стадии, активно происходит формирование жизнеобеспечивающих функций:

  • системы пищеварения, состоящей из пищеварительной трубки, глотки и рта;
  • псевдовлагалища — зачаточной половой системы, способной выводить новые личиночные поколения.

Некоторые стадии жизненного цикла печеночного сосальщика занимают особое место. В период миграции, редии, локализуясь в печёночной ткани, всё тем же путём партеногенеза, формируют следующий тип личинки – церкарий.

Следует отметить некоторые особенности строения церкарии, значительно отличающие её от предыдущих стадий личинок. Тело церкарии наделено мозгом, а также сформированной, но не задействованной системой пищеварения и глазком — органоидом зрения. Хорошо развита функция фиксации во внутренних органах хозяина, которая характерна для мариты.

Конечная личиночная стадия печеночного сосальщика происходит в печени моллюска. Тело церкарии наделено мощным хвостом, обеспечивающим личинке свободу передвижения. После выхода церкарии из тела прудовика, она из воды стремится попасть на берег, где происходит последняя метаморфоза.

Выйдя на сушу, церкария отбрасывает свой хвост. Она переходит в состояние цисты, прикрепляясь к прибрежным растениям, впадая в так называемую стадию адолескарии. Циста способна сохранять жизнеспособность длительное время, пока её не проглотит травоядное животное, являющееся основным хозяином печеночного сосальщика.

Это инвазионная стадия личинки, опасная не только для животных, но и для людей, образ жизни которых связан с водоёмами.

Таким образом, у печеночного сосальщика существует две стадии, на которых фасциола считается заразной:

  1. Мирацидий несёт угрозу заражения промежуточного хозяина.
  2. Стадия адолексарии, поражающая домашний скот и людей. Она вызывает заболевание, приводящее к циррозу печени, грозящее пациенту летальным исходом.

Патогенез, диагностика и профилактические меры

В одном случае заражение происходит после употребления пациентом плохо прожаренной печени и попадания в организм так называемых транзитных яиц. В другом – не помытых после полива овощах, выращенных в прибрежной зоне. Невзирая на виды поражения, Фасциолёз считается одним из опасных инфекционных заболеваний.

Общественная профилактика сводится к уничтожению моллюсков по берегам водоёмов. Большое значение придаётся выпасу скота – его переводят на другие пастбища.

В заключение следует отметить, что жизненный цикл печёночного сосальщика проходит исключительно со сменами промежуточного и основного хозяина. Локализовавшись в печёночной ткани и жёлчегонных путях домашних копытных, сосальщик вызывает заболевание, протекающее очень тяжело. Домашний скот стремительно теряет шерстяной покров и массу тела. Без соответствующего лечения быстро наступает истощение и смерть.

Человек нечасто становится объектом поражения двуусткой. Личиночные стадии, внедряющиеся в печёночную ткань, становятся причиной развития Фасциолёза – опасной для человека болезни с поражением печени, жёлчного пузыря, желчегонных протоков и нередко поджелудочной железы.

1. Изучив текст параграфа, закончите схему и приведите примеры животных, имеющих соответствующий способ передвижения.

2. Рассмотрите рисунки. Подпишите названия видов животных и способ их передвижения, выбрав последний из предложенных ниже вариантов.


(Слева направо и вниз)

Вид Дождевой червь
Способ передвижения - 2.

Вид Пиявка
Способ передвижения - 3.

Вид Кальмар
Способ передвижения - 1.

Вид Амеба
Способ передвижения - 6.

Вид Эвглена зеленая
Способ передвижения - 7.

Вид Инфузория туфелька
Способ передвижения - 7.

Вид Аскарида
Способ передвижения - 4.

Способы передвижения:
1) выталкивание воды из мантийной полости;
2) использование щетинок или поочередного сокращения продольных и поперечных мышц;
3) шагающие движения при помощи присосок;
4) за счет сокращения продольных мышц;
5) при помощи мускулистой ноги;
6) амебоидное;
7) при помощи жгутиков и ресничек.

3. Назовите системы органов в организмах высокоорганизованных животных, где есть клетки, имеющие жгутики или реснички. Почему такие клетки встречаются именно в этих системах?

Жгутики и реснички встречаются в дыхательной, пищеварительной и половой системах. В дыхательной системе необходимо передвижение воздуха, кроме того, происходит раздражение чувствительных клеток; в пищеварительной системе происходит передвижение пищи и всасывание питательных веществ; половые клетки (мужские) двигаются к яйцеклетке для ее оплодотворения.

4. Закончите предложения.

У рыб движение происходит в основном за счет мышц хвоста и туловища , у земноводных, пресмыкающихся - за счет мышц конечностей . У них мышцы, сокращаясь, осуществляют разные движения - бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т.д.

5. Вспомните, у каких животных впервые появилась полость тела.

У круглых червей.

Дайте определения понятий.

  • Полость тела - пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.
  • Полостная жидкость - жидкость, которая находится в первичной полости тела и
  • омывает внутренние органы.
  • Первичная полость тела - пространство между стенкой тела и кишечником, в котором расположены внутренние органы, не имеющее собственной оболочки.
  • Вторичная полость тела - пространство между стенкой тела и внутренними органами; ограничено собственными эпителиальными оболочками и заполнено жидкостью.

6. Докажите примитивность строения животных, имеющих первичную полость тела.

Первичная полость тела заполнена жидкостью и выполняет множество функций: поддержание формы тела, опора, транспорт питательных веществ и накопление ненужных продуктов жизнедеятельности организма. Она присутствует у круглых червей. У более развитых животных, начиная от кольчатых червей, появляется вторичная полость тела, которая является более прогрессивной. Она поделена перегородками, полостная жидкость есть только у кольчецов, у более высокоорганизованных животных отсутствует. Вторичная полость разделена собственными эпителиальными оболочками, благодаря чему тело разделяется на сегменты. Развиваются дыхательная, кровеносная и другие системы органов, то есть у организмов наблюдается дифференциация и специализация систем органов и тканей.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПО ЗООЛОГИИ

7 класс

Лабораторная работа №1:

« Изучение строения и передвижения одноклеточных животных»

ЦЕЛЬ: изучить многообразие и особенности строения и передвижения простейших;

ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, готовые микропрепараты простейших

ХОД РАБОТЫ:

    Рассмотрите амебу обыкновенную. Укажите особенности ее передвижения. Назовите основные части амебы и их значение.

    Рассмотрите микропрепарат инфузории под микроскопом. Посмотрите, какова форма их тела, как они передвигаются, чем отличается передний (поступательный) конец тела от заднего. Какие органоиды можно увидеть при малом и большом увеличении? Зарисуйте все, что увидели под микроскопом и подпишите рисунок.

    Рассмотрите представителя класса Жгутиковых эвглену зеленую. Каковы особенности ее строения? Почему эвглену зеленую относят к представителям с миксотрофным способом питания?


Лабораторная работа №2:

«Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения»

ЦЕЛЬ: Изучить особенности внешнего строения дождевого червя.

Пронаблюдать за его передвижением и реакциями на раздражение.

ОБОРУДОВАНИЕ: стеклянная банка с влажной промокательной бумагой и дождевым червем, пинцет, лист плотной бумаги, кусочек стекла, лупа, видеофрагменты.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: Используйте при работе лабораторный фартук. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой.

Это надо знать! Дождевой червь относится к типу кольчатых червей. Дождевые черви живут в почве, богатой перегнивающими растительными остатками. Питаются перегнивающими травинками, опавшими листьями. Удлиненная форма тела и слизь, покрывающая кожу, облегчают передвижение в почве. Слизь также облегчает проникновение кислорода через кожу при дыхании.

ХОД РАБОТЫ:

    Вспомните местообитание дождевого червя.

Дождевой червь

2. Рассмотрите внешний вид дождевого червя. Найдите голову, поясок, кольца, анальное отверстие

3 . Определите отличие спинной и брюшной сторон червя. С помощью лупы, рассмотрите расположение щетинок на теле червя. Подсчитайте, количество щетинок на одном членике. Запишите.

3. Понаблюдайте за движением червя по различным поверхностям – стеклянной, деревянной и обсыпанной песком. Посмотрите видеофрагмент.

Опишите увиденное.

4. Где находится утолщение – поясок? Какую роль он выполняет?

5. Прикоснитесь к червю кончиком пинцета. Посмотрите видеофрагмент. Опишите, как дождевой червь реагирует на действие раздражителя.

6. Зарисуйте дождевого червя и сделайте подписи к рисунку.

7. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия.

Вывод:

    Какова форма тела и размер дождевого червя?

    Из чего состоит тело дождевых червей?

3. Как передвигаются дождевые черви?

4. Какие особенности внешнего строения дождевого червя связаны с их жизнью в почве?

Лабораторная работа №3:

«Изучение строения раковин моллюсков»

Цель работы:

    Изучить особенности строения раковин моллюсков разных классов.

    Выявить черты сходства и различия в строении раковин моллюсков.

Оборудование: коллекция раковин моллюсков

(раковины беззубки, перловицы, мидии, морского гребешка, катушки роговой, виноградной улитки и др. моллюсков)

Ход работы:

    Распределите по классам (класс Брюхоногие и класс Двустворчатые) моллюсков из предложенной коллекции.

    Раковины представителей разных классов различаются по внешнему виду. Сравните строение раковины Беззубки, Перловицы, Морского гребешка с раковинами Катушки роговой, Виноградной улитки (по выбору). Отметьте признаки сходства и различия, сравните расположение оборотов раковин.

3. Зарисуйте раковины Беззубки и Перловицы.

    Зарисуйте раковины виноградной улитки и катушки, подпишите вершину (завиток) и устье.



Беззубка Перловица

Особенности изображения Беззубки и Перловицы



Морской гребешок


Виноградная улитка Катушка роговая

Особенности изображения Виноградной улитки и Катушки роговой


Катушка роговая

Виноградная улитка

Сделайте вывод о:

Строении раковин представителей разных классов;

Значении раковины;

Образовании раковины.

Лабораторная работа №4:

«Изучение внешнего строения насекомого»

ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение насекомых на примере майского жука;

Выяснить характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих;

ОБОРУДОВАНИЕ: экземпляры крупных насекомых, лабораторное оборудование (лупа ручная, ванночка, предметное стекло, пинцет, линейка).

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

3. Проверьте целостность лабораторной посуды.

ХОД РАБОТЫ:

    Рассмотрите и зарисуйте насекомое. Определите размер тела, окраску.

    Охарактеризуйте покров тела.

    Выясните сколько отделов модно различить на теле насекомого?

    Рассмотрите голову насекомого. Какие органы расположены на голове?

    Выясните, какие органы расположены на груди.

    Рассмотрите брюшко насекомого, найдите на нем насечки.

Сделайте вывод: (в нём указываются характерные черты строения насекомого как представителя членистоногих)

1)Рассмотрел(а) предложенные учителем экземпляр насекомого - … . 2)Определил(а) его длину и окраску тела, они таковы: длина ….., окраска - …..

3)Рассмотрел(а) голову насекомого, нашел(ла) усики, глаза и ротовые органы. Их функции заключаются…..

4) Установил(а), что ноги прикреплены к …., определил(а) их число - ….. .

5) Нашел(ла) 2 пары крыльев, по своему строению они отличаются тем, что… . Крылья крепятся к … . 6) Рассмотрел(а) брюшко насекомого. Оно … . С помощью лупы на брюшке нашел(ла) дыхальца.

Лабораторная работа №5:

«Изучение строения позвоночного животного»

ЦЕЛЬ: изучить внешнее строение позвоночного животного на примере ланцетника;

Выяснить характерные черты строения ланцетника как представителя типа Хордовые;

развивать навыки лабораторной работы, знания о животном мире;

Воспитывать бережное отношение к животным, интерес к предмету, стремление к высоким результатам учебной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки и фотографии ланцетника, влажный препарат ланцетника, линейка.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ:

1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы ее выполнения.

2. Подготовьте к работе рабочее место, уберите посторонние предметы.

3. Проверьте целостность лабораторн0го оборудования.

4. Точно выполняйте указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких работ.

5. По окончании работы приведите своё рабочее место в порядок и тщательно вымойте руки с мылом.

Это надо знать! Ланце́тники (лат. Branchiostoma, или Amphioxus) - род примитивных морских животных из семейства ланцетниковых (Branchiostomidae), подтип бесчерепные (Acrania), класс головохордовых (Cephalochordata).

Взрослые особи ведут придонный образ жизни - населяют песчаное дно чистых морских вод; личинки являются планктоном в прибрежных зонах и открытом море. Типичный представитель рода - европейский ланцетник (Branchiostoma lanceolatum , или Amphioxus lanceolatus). Рассматривались как промежуточное звено между позвоночными и беспозвоночными животными.

Строение ланцетников представляет собой как бы схему строения всех хордовых животных. Общий план их строения включает все характерные признаки этого типа:

    наличие хорды

    жаберные щели, пронизывающие глотку

    нервная система в виде нервной трубки; хорда находится между нервной трубкой и кишечником

    вентральное положение анального отверстия и наличие хвоста, в который не заходит кишечник, но заходят другие осевые органы - хорда и нервная трубка.

Зарывшись в песок, ланцетник выставляет оттуда только передний конец тела, на котором находится ротовое отверстие, окружённое мелкими щупальцами.

Втягивая в рот воду, ланцетник захватывает вместе с ней и микроскопические существа, которые служат ему пищей.

Если его потревожить, он быстро уплывает и затем спешит снова зарыться в песок.

Настоящих глаз у ланцетника нет, и видеть предметы он не может.

Весь скелет его состоит из одной только спинной струны (хорды).

рис. 1

1.Мозговой пузырёк. 2. Хорда. 3. Нервная трубка. 4. Хвостовой плавник. 5. Анальное отверстие. 6. Задний отдел кишечника в виде трубки. 7. Кровеносная система. 8. Атриопор. 9. Окологлоточная полость. 10. Жаберная щель. 11. Глотка. 12. Ротовая полость. 13. Околоротовые щупальца. 14. Предротовое отверстие. 15. Гонады (яичники/семенники). 16. Глазки Гессе. 17. Нервы. 18. Метаплевральная складка. 19. Слепой печёночный вырост

ХОД РАБОТЫ:

рис. 2
рис. 3

рис. 4

рис. 5

рис. 6 рис. 7

    Изучите внешнее строение ланцетника на влажном препарате.

    Рассмотрите форму его тела, измерьте длину.

Линейку прикладываем к препарату и измеряем длину организма.

    Найдите передний и задний концы тела. Чем они отличаются?

    Найдите у ланцетника спинную и брюшную стороны. По каким признакам вы их определили?

    Какие признаки внешнего строения ланцетника свидетельствуют о его приспособленности к донному роющему образу жизни?

    Зарисуйте ланцетника в тетради и запишите результаты работы .

Лабораторная работа №6:
«Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

Цель : изучить внешнее строение рыб, выделить приспособления к жизни в воде.

Оборудование: иллюстрации различных представителей класса Рыб, рыбки из аквариума.

Это надо знать ! Рыбы произошли от бесчелюстных предков в результате ароморфозов. Являются древними первичноводными позвоночными. Все особенности строения и функций органов, экологии и поведения связаны с водной средой обитания. Ведут активный образ жизни. Делятся на классы Хрящевых и Костных рыб. Насчитывают около 25 тыс. видов. Ход работы: 1. Рассмотрите рыбу. Тело рыбы имеет обтекаемую форму тела. Это помогает рыбе двигаться в воде. Голова переходит в туловище, а туловище - в хвост. Найдите границы между головой, туловищем и хвостом.
2 . В тетради зарисуйте контур рыбы, проведите чертой границу между головой и туловищем, туловищем и хвостом. Подпишите отделы тела.
3. Рассмотрите рыбу. Определите органы движения. Плавники обеспечивают движение рыбы. Плавник образован двумя слоями кожи, поддерживаемой плавниковыми лучами.
4. Рассмотрите рисунок .


Найдите все плавники у наблюдаемой вами рыбы. Определите с помощью учебника и в процессе наблюдения за живой рыбой назначение каждого плавника. Заполните таблицу:


5. В тетради на рисунке дополните плавники и подпишите их.
6. Внимательно рассмотрите поверхность тела рыбы. Определите, чем покрыто тело рыбы. Как расположена чешуя, какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни рыбы в воде. Ответ запишите в тетрадь.
7 . Ориентируется рыба в окружающей среде с помощью органов чувств. Перечислите органы чувств, ответ запишите в тетради.
8. Найдите у рыбы органы зрения. Это глаза. Ими рыба видит на близком расстоянии, различает форму предметов и цвет. Впереди каждого глаза два отверстия – это ноздри, ведущие в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния.
10. Орган слуха размещён в костях черепа. Снаружи не виден. Рыбы слышат звуки, так как звуковые волны в воде хорошо передаются через кости черепа. Осязательные и вкусовые клетки разбросаны по всей поверхности тела.
11. Рассмотрите внимательно один бок рыбы. Видны отверстия. Это орган особого чувства – боковая линия. Боковая линия воспринимает направление и силу тока воды. На рисунке в тетради изобразите органы чувств и подпишите их.
Сделайте вывод:

В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1_____________________________________________;

2_____________________________________________;

3_____________________________________________;

4__________________________________________.

Лабораторная работа № 7:

«Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

Цель: изучить многообразие и особенности внешнего строения птиц, связанные с приспособлением к полету.

Оборудование: Чучело птицы, рисунки и фотографии птиц, наборы перьев птиц, ручные лупы.

Это надо знать ! Класс Птицы включает около 9 тыс. видов. Птицы – высокоорганизованные теплокровные позвоночные, приспособившиеся к полету. Произошли от рептилий раннего мезозоя в результате ароморфозов. Обладают обтекаемой формой тела, покрыты перьями, передвигаются на двух конечностях. Подвижная голова снабжена клювом. Обитают повсеместно от Арктики до Антарктики, большинство обитают в тропиках. Приспособлены к самым разнообразным условиям. Среды жизни: водная, наземно-воздушная. Встречаются летающие, плавающие и бегающие виды .

Ход работы:



    Рассмотрите фотографии, рисунки, чучело птицы. Опишите форму их тела и укажите, из каких отделов оно состоит.

    Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите ноздри; найдите глаза и обратите внимание на особенности их расположения.

    Рассмотрите туловище птицы, определите его форму. На туловище найдите крылья и ноги, определите их местоположение. Обратите внимание на неоперенную часть ноги - цевку и пальцы с ко гтями. Чем они покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных ра нее, вы встречали такой покров.

    Рассмотрите хвост птицы, состоящий из рулевых перьев, подсчитайте их число.

    Рассмотрите набор перьев, найдите среди них контурное перо и его основные части: узкий плотный ствол, его основание - очин, опахала, расположенные по обе стороны ствола.

С помощью лупы рассмотрите опахала и найдите бородки 1-го порядка - это роговые пластинки, отхо дящие от ствола.



    Зарисуйте строение контурного пера в тетради и подпишите названия его основных частей.


    Рассмотрите пуховое перо, найдите в нем очин и опахала, зарисуйте в тетради это перо и подпишите названия его основных частей.

Сделайте вывод:

На основании изучения внешнего строения птицы отметьте особенно сти, связанные с полетом.

Лабораторная работа №8:

«Изучение внешнего строения млекопитающих»

Цель: Изучить особенности внешнего строения млекопитающих. Уметь выявлять черты приспособленности млекопитающих к среде обитания. Доказывать, что млекопитающие являются наиболее высокоорганизованными позвоночными животными.

Оборудование: иллюстрации и фотографии различных представителей класса Млекопитающих, домашние животные, цифровые модели.

Это надо знать ! Млекопитающие – самые высокоорганизованные позвоночные животные. Известно боле 5500 видов. Распространены почти повсеместно: заселяют все материки, моря и океаны. Тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста, передних и задних конечностей, расположенных под туловищем. Появились в мезозойскую эру в результате ряда ароморфозов. Класс Млекопитающие делят на подклассы: Первозвери или Яйцекладущие, Настоящие звери. Класс включает в себя более 20 отрядов.

Ход работы:

    Изучите внешнее строение млекопитающих. Опишите форму тела и укажите, из каких отделов оно состоит. Найдите во внешнем строении млекопитающих характерные для них признаки и особенности.

    Как передвигается млекопитающее? Найдите отделы конечностей, сосчитайте количество пальцев на передних и задних ногах. Какое образование есть на пальцах ног млекопитающих?


    3. Как расположены конечности млекопитающего по отношению к туловищу? Чем отличается такое расположение от расположения конечностей у пресмыкающихся? Как это отражается на подвижности млекопитающих?


4. Выясните по рисунку, каково строение кожи млекопитающего. Какое значение это имеет для жизни млекопитающих и их приспособлении к среде обитания?

  1. Выясните, как устроен волосяной покров млекопитающих. Какое значение имеет шерстный покров в жизни животного.


    Рассмотрите голову млекопитающего. Определите, какие органы располагаются на ней. Назовите органы, с помощью которых животное ориентируется в окружающей среде.

Сделайте вывод: Перечислите характерные особенности внешнего строения млекопитающего. В чем проявляется приспособленность млекопитающих к среде обитания.

Лабораторная работа №9:

«Изучение скелета и зубной системы млекопитающих»

Цель: Изучить особенности строения скелета млекопитающих.

Выяснить особенности зубной системы млекопитающих в связи с их приспособленностью к питанию разной пищей. Оборудование: иллюстрации и фотографии скелета млекопитающих (собаки, кошки, крысы), рисунки в учебнике. Рисунки черепа кролика, кошки, собаки, разных грызунов. Справочная карточка.

Это надо знать !

Часть 1: Подобно другим , млекопитающие имеют есть и в виде панциря - как дополнение к внутреннему). Скелет включает , , , пояса и и сами .

Особенностью черепа млекопитающих является увеличение объёма мозговой коробки и уменьшение числа костей . В углублениях челюстей находятся зубы .

В позвоночнике хорошо различимы пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

В шейном отделе позвоночника всегда семь позвонков . Так, короткая шея мыши и длинная шея жирафа состоят из одинакового числа позвонков, но они разные по размеру. Насчитывается от 12 до 15 грудных позвонков , которые вместе с рёбрами и грудиной образуют грудную клетку . В поясничном отделе число позвонков изменяется от двух до девяти . Они подвижно соединены между собой. Благодаря этому туловище здесь может сгибаться и разгибаться. Позвонки крестцового отдела ( от четырёх до десяти ) сросшиеся, к ним надёжно прикрепляются кости таза. Хвостовых позвонков от трёх до 49 , что и определяет длину хвоста.

Подвижность позвоночника у млекопитающих различна. Она наибольшая у мелких бегающих и лазающих зверей, например у кошек и хорьков, которые способны изгибать тело в разных направлениях и даже сворачиваться в клубок. Менее подвижен позвоночник крупных млекопитающих (у слона и бегемота).

Скелет пояса передних конечностей состоит из плечевого пояса . Его основу у млекопитающих составляют лопатки. Вороньи кости, или коракоиды, утратили самостоятельность и приросли к лопаткам. Исключение составляют утконос и ехидна. Ключицы развиты у большинства млекопитающих, но отсутствуют у собак, лошадей и коров, ноги которых перемещаются только вдоль продольной оси тела.

Скелет парных конечностей сохраняет черты строения пятипалой конечности , характерной для всех наземных позвоночных. Кости отличаются относительно небольшой массой и высокой прочностью.

Передняя конечность состоит из плеча, состоящего из локтевой и лучевой костей, предплечья и кисти.

Скелет пояса задних конечностей состоит из тазового пояса , который образован парными тазовыми костями, состоящими из сросшихся подвздошных, седалищных и лобковых костей.

Скелет задней конечности состоит из бедра, состоящего из большой и малой берцовой костей, голени и стопы.

Часть 2: Кости черепа собаки в большинстве не срастаются между собой, а соединяются при помощи швов. У собаки 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов. Из коренных зубов особенно выделяются так называемые хищных зубы – по одному в каждой половине челюсти. Силу давления хищных зубов увеличивает их положение в глубине рта, ближе к соединению челюстей.

У кошки резцы небольших размеров, клыки развиты хорошо, а коренные зубы имеют бугорки с острыми вершинами. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами. Острый край верхнего хищного зуба скользит по внешней поверхности нижнего как лезвие ножниц. Этими зубами кошка легко перегрызает мышцы и сухожилия. Резцами она только обгрызает кости. Кошки отличаются от других хищников короткими челюстями и небольшим количеством коренных зубов (4 – в верхней челюсти, 3 – в нижней).

Зубы грызунов приспособлены к питанию твердой растительной пищей. Передние зубы – длинные загнутые резцы, по 2 в каждой челюсти. На свободном конце они заострены, как зубила. С внешней стороны резцы покрыты толстым слоем прочной эмали, а с внутренней – ее либо совсем нет, либо она покрывает резцы тонким слоем. С внутренней стороны зубы стачиваются быстрее, чем с внешней, благодаря чему резцы всегда острые. Резцы не укорачиваются, так как не имеют корней и беспрерывно растут. Клыков у грызунов нет. Между резцами и коренными зубами есть промежуток. Коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с неровностями или складками эмали. Ими грызуны перетирают твердую растительную пищу.

Ход работы:

Часть 1: 1. Рассмотрите общее строение скелета (рис.1). Найдите его части: скелеты головы, туловища, конечностей. Обратите внимание на соединение костей между собой.

рис.1

Укажите на рисунке 2 основные элементы строения скелета млекопитающих.
2. Определите отделы позвоночника и особенности их строения.

Укажите на рисунке 3, из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих.


рис. 2 рис. 3


3. Рассмотрите строение грудной клетки, вспомните ее значение для животного.
4. Рассмотрите строение скелетов поясов и свободных конечностей - передних и задних. Найдите и назовите основные их части.

Укажите на рисунке 4, из каких частей состоит скелет передних конечностей млекопитающих.

Укажите на рисунке 5, из каких частей состоит скелет задних конечностей млекопитающих.


рис. 4 рис. 5


5. Найдите сходство и различия в строении скелетов млекопитающих и пресмыкающихся.
Запишите свои выводы в тетрадь, сделайте необходимые рисунки.

Часть 2:

    Рассмотрите на рисунках1- 5 череп млекопитающего, строение зубного аппарата. Сведения о них есть в справочной карточке.

    Определите, к какому отряду млекопитающих принадлежит животное по строению зубной системы. Результаты работы запишите в таблице:

    Объясните, какой пищей питается животное с таким строением зубов. Укажите черты приспособленности строения зубов к питанию этой пищей.
  1. Сделайте выводы .

    Череп кролика

    Череп кошки

    Череп собаки

    Справочная карточка:

    Отряд грызуны (крысы, мыши, белки и др.)

    Длинные загнутые резцы по 2 в каждой челюсти, клыков нет, между резцами и коренными зубами – промежуток, коренные зубы имеют широкие жевательные поверхности с бугорками или складками эмали, приспособленные к питанию твердой пищей.

    Отряд зайцеобразные (заяц беляк, заяц русак, кролик)

    Зубы схожи с зубами грызунов, но в верхней челюсти 4 резца: 2 маленьких расположены за 2 большими.

    Отряд хищники (волк, собака, кошка)

    Собака имеет 12 резцов, 4 клыка и 26 коренных зубов, среди коренных выделяются хищные зубы по одному в каждой половине челюсти

    Кошка имеет небольшие резцы, хорошо развитые клыки, бугристые с острыми вершинами коренные зубы – 4 в верхней челюсти и 3 в нижней. Последний малый коренной зуб верхней челюсти и первый коренной нижней челюсти достигают значительных размеров и называются хищными зубами

    Отряд парнокопытные (корова, лось, олень)

    У коровы в верхней челюсти нет ни резцов, ни клыков. Их заменяет мозолистый край челюсти. В нижней челюсти есть 6 резцов и 2 клыка, похожих на резцы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Приспособлены к питанию травой.

    У лошади впереди по 6 резцов, небольшие клыки лишь у жеребцов. Есть промежуток между зубами, как и у коровы. Коренных зубов по 6 с каждой стороны челюсти. Жевательные поверхности плоские, со складками эмали.

    Лабораторная работа №10:

    «Изучение типов развития насекомых»

    Цель: изучить особенности развития насекомых с полным и неполным превращением, научиться сравнивать их между собой.

    Оборудование: коллекции насекомых, иллюстрации и фотографии стадий развития насекомых.

    Это надо знать ! Метаморфо́з насеко́мых , подобно .

    Ход работы:

    1. Рассмотрите рисунки. Определите тип развития насекомых (с полным или неполным превращением), зарисуйте и подпишите названия стадий развития.





      Чем личинки с полным превращением отличаются от личинок насекомых с неполным превращением?

      Рассмотрите коллекции насекомых. Определите, где представлены насекомые с полным и неполным превращением.

    Делая вывод, укажите признаки сходства и различия прямого и непрямого развития насекомых. Назовите насекомых с полным и неполным превращением из рассмотренной вами коллекции.

Дождевой цервь имеет вытянутое, длиной 10-16 см тело. На поперечном сечении тело округлое, но, в отличие от круглых червей , оно поделено кольцевыми перетяжками на 100-180 члеников. На каждом членике сидят маленькие упругие щетинки. Они почти не видны, но если провести пальцами от заднего конца тела червя к переднему, то мы сразу почувствуем их. Этими щетинками червь цепляется при движении за неровности почвы.

Рисунок: дождевой червь и движение червя в почве

Среда обитания дождевого червя

Днем черви держатся в почве, прокладывая в ней ходы. Если почва мягкая, то червь буравит ее передним концом тела. При этом он сначала сжимает передний конец тела, так что тот становится тонким, и просовывает его вперед между комочками почвы. Затем передний конец утолщается, раздвигая почву, и червь подтягивает заднюю часть тела. В плотной почве червь может проедать себе ход, пропуская землю через кишечник. Кучки земли можно видеть на поверхности почвы - их оставляют здесь черви ночью. На поверхность выходят они также и после сильного дождя (отсюда название - дождевой). Летом черви держатся в поверхностных слоях почвы, а на зиму роют норки глубиной до 2 м.

Кожно-мускульный мешок

Если взять червя в руки, то мы обнаружим, что кожа его влажная, покрыта слизью. Эта слизь облегчает движение червя в почве. Кроме того, только через влажную кожу происходит проникновение в тело червя кислорода, необходимого для дыхания.
Под кожей располагаются сросшиеся с ней кольцевые мышцы, а под ними слой продольных мышц - получается кожно-мускульный мешок. Кольцевые мышцы делают тело червя тонким и длинным, а продольные укорачивают и утолщают. Благодаря попеременной работе этих мышц и происходит движение червя.

Полость тела дождевого червя

Рисунок: внутреннее строение дождевого червя

Под кожно-мускульным мешком расположена заполненная жидкостью полость тела, в которой находятся внутренние органы. Эта полость тела не сплошная, как у круглых червей , а поделена поперечными перегородками соответственно числу члеников. Она имеет свои собственные стенки и располагается под кожно-мускульным мешком

Органы пищеварения дождевого червя

Рисунок: пищеварительная система дождевого червя

Рот расположен на переднем конце тела. Питается дождевой червь гниющими растительными остатками, которые он заглатывает вместе с землей. Так же он может затаскивать с поверхности опавшие листья. Заглатывание производится мускулистой глоткой. Затем пища попадает в кишечник. Непереваренные остатки вместе с землей выбрасываются через анальное отверстие на заднем конце тела.

Рисунок: кровеносная система дождевого червя

Кровеносная система дождевого червя служит для переноса кислорода и питательных веществ прежде всего к мышцам. У дождевого червя два главных кровеносных сосуда: спинной кровеносный сосуд , по которому кровь движется сзади наперед, и брюшной кровеносный сосуд , по которому кровь течет спереди назад. Оба сосуда в каждом членике соединены кольцевыми сосудами . Несколько толстых кольцевых сосудов имеют мышечные стенки, за счет сокращения которых происходит движение крови. От главных сосудов отходят более тонкие, ветвящиеся затем на мельчайшие капилляры. В эти капилляры поступают кислород из кожи и питательные вещества из кишечника, а из других таких же капилляров, ветвящихся в мышцах, происходит отдача этих веществ. Таким образом, кровь движется все время по сосудам и с полостной жидкостью не смешивается. Такую кровеносную систему называют замкнутой кровеносною системою.

Выделительная система дождевого червя

Жидкие ненужные, переработанные вещества поступают в полость тела. В каждом членике находится пара трубочек. Каждая трубочка на внутреннем конце имеет воронку, в нее поступают переработанные ненужные вещества и выводятся по трубочке через противоположный конец наружу.

Рисунок: нервная система дождевого червя

Вдоль всего тела червя по брюшной стороне проходит пара нервных стволов. В каждом членике на них развиты нервные узелки - получается нервная цепочка . В передней части два больших узла соединены друг с другом кольцевыми перемычками - образуется окологлоточное нервное кольцо . От всех узлов отходят нервы к различным органам.

Органы чувств дождевого червя

Специальных органов чувств нет, но чувствительные клетки в коже позволяют дождевому червю чувствовать прикосновение к его коже и отличать свет от тьмы.

Половая система и размножение дождевого червя

Дождевые черви - гермафродиты. Перед откладкой яиц два червя на некоторое время соприкасаются и обмениваются семенной жидкостью - спермой. Затем они расходятся, а из утолщения (пояска), имеющегося на передней части червя, выделяется слизь. В эту слизь поступают яйца. Затем комок слизи с яйцами соскальзывает с тела червя и застывает в кокон . Из кокона выходят молодые черви.